Содержание
- § 18. Общая характеристика Конституции Российской Федерации
- Обществознание. 11 класс. Базовый уровень (25 стр.)
- § 14. Конституция Российской Федерации
- ДОМОСТРОЙСантехника и строительство
- Политическая сфера. А,В,С. Вариант 5.
- Осталось ждать: 20 сек.
- Предпросмотр документа
- Конституция рф заложила фундамент новой общественно политической системы в
Конституция рф заложила фундамент новой общественно политической системы в
§ 18. Общая характеристика Конституции Российской Федерации
§ 18. Общая характеристика Конституции Российской Федерации
В начале 1990-х гг. в России сложился острый конституционный и политический кризис. Его причинами были противоречия между практикой создания рыночной экономики, строительства правового демократического государства, утверждения нового демократического режима и содержанием Конституции РСФСР (РФ), принятой в 1978 г.
Сначала это была типичная советская конституция, точная копия Конституции СССР 1977 г. Она говорила о построении общенародного государства и развитого социализма. По мере накопления происходивших в обществе изменений ее содержание вошло в противоречие с действительностью. Эти противоречия пытались преодолеть путем внесения решениями Верховного Совета и Съезда народных депутатов РФ соответствующих изменений в текст Конституции. Изменилась система государственных органов, порядок их формирования, основы избирательной системы. Были закреплены принципы многопартийности, многообразия форм собственности, в том числе частной. Был учрежден пост Президента России, создан Конституционный Суд. Изменилось название страны: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика стала именоваться Российской Федерацией – Россией. В текст Конституции была включена Декларация прав и свобод человека и гражданина. Приложением к Конституции был признан Федеративный договор. Конституция 1978 г. превратилась в настоящее «лоскутное одеяло». Изменения не могли составить с основным текстом документа нечто единое и непротиворечивое.
К 1993 г. противостояние Верховного Совета РФ, с одной стороны, и Президента РФ, правительства – с другой, стало очевидным. Законодательная власть обвиняла исполнительную в том, что она довела страну до нищеты и разрухи, развалила СССР, отдала Россию на откуп иностранному и отечественному (криминальному) капиталу. Президент и правительство утверждали, что стоящие за Верховным Советом силы стремятся вернуть Россию в коммунистическое прошлое, установить власть прежних номенклатурных чиновников. Политические формы борьбы не давали перевеса ни одной из сторон. Назревало силовое решение проблемы.
14 сентября 1993 г. Президент подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Этим Указом прерывалась деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, назначались выборы в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания. Затем Президент принял решение о вынесении проекта новой Конституции Российской Федерации на всенародное голосование (референдум), порядок которого утверждался Положением, принятым позже.
Верховный Совет РФ не подчинился Указу Президента, принял постановление об отрешении Президента от должности. К зданию, где заседали депутаты (Белому дому), стали стекаться люди, разделявшие позицию народных депутатов. 3 октября толпа демонстрантов прорвалась к зданию Верховного Совета, захватила московскую мэрию, бросилась на штурм телецентра в Останкино. Там она была встречена огнем. Утром следующего дня правительственные войска расстреляли из танковых орудий здание парламента. К вечеру защитники Белого дома сдались. Так был разрешен острейший политический и конституционный кризис. Общество заплатило за преодоление разногласий дорогую цену.
На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы в Федеральное Собрание РФ (Государственную Думу и Совет Федерации) и референдум по новой Конституции. В референдуме участвовало 54,8 % избирателей. Из них за Конституцию высказалось 58,4 %.
Новая Конституция РФ заложила фундамент общественно-политической системы, основанной на частной собственности, рыночных отношениях, демократических принципах. В соответствии с Конституцией Российское государство является демократическим, федеративным, правовым. Декларируется реальное народовластие. Частная собственность находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной и др. Признаются идеологическое многообразие, многопартийность. Основной Закон гарантирует каждому россиянину неприкосновенность собственности. Четко разделены функции Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ. Закреплен принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Удалось найти неплохую форму сочетания местных и федеральных интересов, составившую основу российского федерализма. Все субъекты Федерации равны. Устранено определение республик как суверенных государств. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Очевидны и недостатки этого документа. К ним, в частности, относят чрезмерно большой объем властных полномочий, закрепленных за Президентом, в ущерб полномочиям и прерогативам Федерального Собрания РФ, Государственной Думы РФ в особенности. Конституция устанавливает смешанную (президентско-парламентскую) модель организации республики, относительно эффективности которой ученые и политики высказывают определенные сомнения. Слишком широк перечень причин, по которым права и свободы могут быть отменены.
Сегодня ясно, что Конституция РФ выполнила свою основную задачу – способствовала стабилизации положения в российском обществе, остановила сползание России к гражданской войне. Время покажет, какие поправки необходимо внести в ее текст. Совершенствование Конституции – сложный и длительный процесс, не терпящий спешки и непродуманных решений.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему потребовалась конституционная реформа в России в начале 1990-х гг.?
2. Как принималась новая Конституция Российской Федерации?
3. Каковы достоинства существующей Конституции РФ?
4. В чем состоят ее недостатки?
Исследуем документы и материалы
Я выдвигаю лозунг справедливого конституционного строя в трех проявлениях.
1. Правовая справедливость– реальное верховенство права, защищающего справедливый порядок государства и его отношений с обществом, а также основанной на нем Конституции…
2. Социальная справедливость – широкое гражданское согласие вокруг целей и методов конституционной реформы…
3. Историческая справедливость– преемственность конституционного строя во имя будущей устойчивости… (О. Румянцев, правовед).
Темы для проектов и рефератов
1. Сильная президентская власть в России: «за» и «против».
2. Нужны ли поправки к Конституции РФ?
1. Заложила ли Конституция РФ 1993 г. фундамент новой общественно-политической формации? Аргументируйте свое мнение статьями Конституции РФ и приведите примеры из жизни страны.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Обществознание. 11 класс. Базовый уровень (25 стр.)
Что такое конституционализм? Понятие «конституционализм» является сравнительно новым для российской юриспруденции. Конституционализм – это политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления; это также учение о конституции как основном инструменте политической власти. Конституционализм основывается на нескольких элементах конституционного развития. Ряд из них относится к историческим событиям, как, например, принципы, связанные с английской Великой хартией вольностей (1215). Другие появились в эпоху Просвещения и были сформулированы в рамках теории естественного права. Многие основываются на более современных событиях. Некоторые исследователи считают, что в России начало конституционализма обозначил Манифест Николая II от 17 октября 1905 г. Он, например, ввёл важнейший конституционный принцип: никакой закон не мог вступить в силу без одобрения Государственной думы.
В понятие «конституционализм» входят такие составляющие, как опора на согласие народа, ограниченное (во властных проявлениях) правительство, контроль над ним со стороны общества, неприкосновенность личности, открытое общество, преемственность правовых принципов и норм, проведение в жизнь конституции, разделение властей, федерализм и др. Следует, конечно, иметь в виду, что ссылки на «волю народа» при принятии важных государственных решений далеко не всегда имеют под собой реальную основу. Как писал французский мыслитель Алексис де Токвиль, «воля народа есть один из тех лозунгов, которым интриганы и деспоты всех времён и народов наиболее злоупотребляли». Одни считали, что эта воля выражается одобрением, исходящим от отдельных продажных приспешников власти; другие видели её в голосах заинтересованного или боязливого меньшинства. Иные даже находили, что воля народа наиболее полно проявляется в его молчании и что из самого факта повиновения рождается право повелевать им.
Одно неоспоримо: для упрочения конституционализма необходимо как минимум последовательное, целенаправленное гражданско-правовое образование населения. Немаловажно также обеспечить широкую информированность граждан в вопросах внешней и внутренней политики и т. д.
Думаем, сравниваем, делаем выводы
1. Русский социолог Н. Я. Данилевский в 1890 г. в статье «По поводу конституционных вожделений нашей либеральной прессы» решительно осудил всякого рода конституционные грёзы на западный лад, поскольку такая форма правления в русском обществе была, по его мнению, малоприемлема исторически… «Конституционный монарх, вождь, президент, лавирующие между католическо-протестантскими биллями и реагирующие на любые отзвуки европейского общественного мнения, пригодны лишь для межумочных пустот». Согласны ли вы с этой позицией?
2. Существуют ли в современной России проблемы, связанные с реальным конституционализмом? Если да, то чем они обусловлены? Какие факторы оказывают влияние на становление конституционализма?
3. Американскому государственному деятелю Генри Киссинджеру принадлежит циничная фраза: «Незаконное мы совершаем немедленно, неконституционное требует несколько больше времени». Как вы её интерпретируете?
4. Конституция СССР 1936 г. считалась по содержанию одной из самых демократических в своё время. Что мешало воплотить её положения о правах и свободах человека в жизнь? Что ещё необходимо (кроме фиксации в Конституции) для того, чтобы права и свободы человека могли быть реально осуществлены и гарантированы?
5. Как соотносятся понятия «конституционализм» и «политический режим»? Как они связаны на практике?
§ 14. Конституция Российской Федерации
Предпосылки принятия Конституции. В начале 1990-х гг. назрела необходимость в принятии новой Конституции. Конституция РСФСР 1978 г. содержала тезис о построении общенародного государства и развитого социализма. Однако со временем по мере накопления в обществе изменений, свидетельствующих о движении России в сторону демократии, её содержание стало входить в противоречие с действительностью.
В Конституцию были внесены изменения. Они касались, в частности, системы государственных органов, порядка их формирования (например, избирательной системы). Были также зафиксированы принципы многопартийности, многообразия форм собственности (признавалась частная собственность); был введён пост Президента России, учреждён Конституционный суд. Название страны «РСФСР» было заменено на «Российскую Федерацию – Россию». В текст Конституции включили Декларацию прав и свобод человека и гражданина, ввели Федеративный договор в качестве приложения и т. д. Однако эти и другие изменения не смогли составить с основным текстом документа нечто единое и непротиворечивое. В результате Конституция РСФСР 1978 г. превратилась в «лоскутное одеяло».
Значение Конституции РФ. В начале 1990-х гг. в России разразился конституционный кризис, который был тесно связан с политическим. Причиной кризиса было расхождение между практикой создания рыночной экономики, правового демократического государства, нового демократического режима и недостаточно логичным отражением этих процессов в Конституции РСФСР 1978 г.
12 декабря 1993 г. был проведён всенародный референдум по поводу принятия новой Конституции РФ. В референдуме участвовало 54,8 % избирателей. Из них за принятие нового Основного Закона страны проголосовало 58,4 %.
Конституция РФ заложила фундамент новой общественно-политической системы, основанной на частной собственности, рыночных отношениях, демократических процедурах. В соответствии с Конституцией Российское государство является демократическим, федеративным, правовым. Достоинство Конституции состоит в том, что в ней декларируется реальное народовластие. Признаётся идеологическое многообразие, многопартийность. Частная собственность находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной и др. Основной Закон гарантирует каждому россиянину неприкосновенность собственности, обеспечивает преемственность собственности между поколениями. Чётко разделены функции Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ. Закреплён принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Удалось найти оптимальную форму сочетания местных и федеральных интересов, составившую основу российского федерализма. Все субъекты Федерации равны. Исключён принцип свободного выхода из Федерации. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Принятие Конституции РФ выполнило очень важную миссию – способствовало стабилизации положения в российском обществе. Время показало, что необходимо доработать в тексте. Совершенствование Конституции – сложный и длительный процесс, не терпящий спешки и необдуманных решений.
Преамбула. Изучая текст Конституции Российской Федерации, обратите внимание на преамбулу (вступительную часть), начинающуюся словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…» В этом торжественном начале Основного Закона страны выражены важнейшие государственно-правовые идеи.
Во-первых, речь идёт о народе России (многонациональном, соединённом общей судьбой на своей земле, проникнутом чувством ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями), который принимает свою Конституцию. Далее формулируются исторические предпосылки и условия принятия данного Основного Закона – сложившееся государственное единство, общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов, уважение к памяти предков, передавших ныне живущим любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость (основы патриотического, национального самосознания в многонациональной стране). И наконец, определяются цели, достижению которых способствует принятие Основного Закона, в частности утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; сохранение исторически сложившегося государственного единства; возрождение суверенной государственности Российской Федерации и утверждение незыблемости её демократической основы; обеспечение благополучия и процветания России.
Важное значение этого вступления заключается в том, что ничто в дальнейшем тексте Конституции не должно противоречить её положениям, хотя они и выражены не в нормативной форме.
Основы конституционного строя. В первой главе Основного Закона изложены основы конституционного строя Российской Федерации. Положения статей этой главы составляют основную характеристику Российского государства, самые главные его признаки. Многие из них детально рассматриваются в последующих главах Конституции, конкретизируются, подробно разъясняются.
В статье 1 зафиксировано, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». С этой характеристикой Российского государства тесно связаны его определения как «социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7) и «светского государства». «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 14).
ДОМОСТРОЙСантехника и строительство
- Четверг, 12 декабря 2019 1:02
- Автор: Sereg985
- Прокоментировать
- Рубрика: Строительство
- Ссылка на пост
- http://firmmy.ru/
Вопрос B6 #359 Обществознание
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) народовластие
2) собственность
3) инициатива
4) власть
5) государства
6) парламент
7) человек
8) народ
9) референдум
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Конституция РФ заложила фундамент новой общественно-политической системы. В соответствии с ней Российское государство является демократическим, федеративным, правовым.
Декларируется реальное ___________ (А), частная ___________ (Б) находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной и другими видами собственности.Закреплен принцип разделения ___________ (В). Положения статей главы 1 составляют основную характеристику российского __________ (Г). В ней закреплено положение, согласно которому единственным источником власти и носителем суверенитета страны является ___________ (Д) России. Глава 2 Основного закона России закрепляет права и обязанности ___________ (Е) и гражданина. Непосредственно свою власть народ осуществляет с помощью свободного волеизъявления, участвуя в выборах органов власти и в ___________ (Ж)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Исходя из контекста, последовательность 1245879 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
- ЖАНРЫ 359
- АВТОРЫ 255 222
- КНИГИ 583 867
- СЕРИИ 21 673
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 539 073
Точную дату рождения правозащитного движения установить нетрудно: это 5 декабря 1965 г., когда на Пушкинской площади в Москве состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами… За несколько дней до 5 декабря (это, как известно, был День Советской Конституции) в Московском университете и нескольких гуманитарных институтах были разбросаны листовки с «Гражданским обращением», отпечатанные на пишущей машинке… К памятнику Пушкину в назначенное время пришло около 200 человек. Некоторые развернули плакаты, но их быстро выхватили сотрудники госбезопасности; даже стоявшие рядом не успели прочесть, что было на плакатах. Потом стало известно, что написано было: «Требуем гласности суда над Синявским и Даниэлем!» и «Уважайте Советскую Конституцию!» (М. Мейер, историк).
1. Можно ли считать, что в Российской империи после принятия Основных государственных законов 1906 г. утвердилась конституционная монархия?
2. В США за более чем 200 лет их существования действовала и действует одна Конституция. В СССР за 70 лет было принято семь конституций, считая Конституцию РСФСР 1918 г. Почему?
§ 18. Общая характеристика Конституции Российской Федерации
В начале 1990-х гг. в России сложился острый конституционный и политический кризис. Его причинами были противоречия между практикой создания рыночной экономики, строительства правового демократического государства, утверждения нового демократического режима и содержанием Конституции РСФСР (РФ), принятой в 1978 г.
Сначала это была типичная советская конституция, точная копия Конституции СССР 1977 г. Она говорила о построении общенародного государства и развитого социализма. По мере накопления происходивших в обществе изменений ее содержание вошло в противоречие с действительностью. Эти противоречия пытались преодолеть путем внесения решениями Верховного Совета и Съезда народных депутатов РФ соответствующих изменений в текст Конституции. Изменилась система государственных органов, порядок их формирования, основы избирательной системы. Были закреплены принципы многопартийности, многообразия форм собственности, в том числе частной. Был учрежден пост Президента России, создан Конституционный Суд. Изменилось название страны: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика стала именоваться Российской Федерацией – Россией. В текст Конституции была включена Декларация прав и свобод человека и гражданина. Приложением к Конституции был признан Федеративный договор. Конституция 1978 г. превратилась в настоящее «лоскутное одеяло».
Изменения не могли составить с основным текстом документа нечто единое и непротиворечивое.
Трудно надеяться на принятие демократической и эффективно работающей конституции в стране, общество которой находится в кризисе. Конституция, разумеется, должна направлять жизнь общества, но делать это она может только в том случае, если в ней зафиксированы реальные тенденции и нормы, устоявшиеся в этом обществе. Расколотое общество, общество в состоянии брожения, в стадии становления не создаст действенной конституции, а создав, не будет по ней жить…Совершенно ясно, что будущая Россия еще только начинает формировать свое лицо, определять свои непреложные ценности.
К 1993 г. противостояние Верховного Совета РФ, с одной стороны, и Президента РФ, правительства – с другой, стало очевидным. Законодательная власть обвиняла исполнительную в том, что она довела страну до нищеты и разрухи, развалила СССР, отдала Россию на откуп иностранному и отечественному (криминальному) капиталу. Президент и правительство утверждали, что стоящие за Верховным Советом силы стремятся вернуть Россию в коммунистическое прошлое, установить власть прежних номенклатурных чиновников. Политические формы борьбы не давали перевеса ни одной из сторон. Назревало силовое решение проблемы.
14 сентября 1993 г. Президент подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Этим Указом прерывалась деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, назначались выборы в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания. Затем Президент принял решение о вынесении проекта новой Конституции Российской Федерации на всенародное голосование (референдум), порядок которого утверждался Положением, принятым позже.
Верховный Совет РФ не подчинился Указу Президента, принял постановление об отрешении Президента от должности. К зданию, где заседали депутаты (Белому дому), стали стекаться люди, разделявшие позицию народных депутатов. 3 октября толпа демонстрантов прорвалась к зданию Верховного Совета, захватила московскую мэрию, бросилась на штурм телецентра в Останкино. Там она была встречена огнем. Утром следующего дня правительственные войска расстреляли из танковых орудий здание парламента. К вечеру защитники Белого дома сдались. Так был разрешен острейший политический и конституционный кризис. Общество заплатило за преодоление разногласий дорогую цену.
На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы в Федеральное Собрание РФ (Государственную Думу и Совет Федерации) и референдум по новой Конституции. В референдуме участвовало 54,8 % избирателей. Из них за Конституцию высказалось 58,4 %.
Новая Конституция РФ заложила фундамент общественно-политической системы, основанной на частной собственности, рыночных отношениях, демократических принципах. В соответствии с Конституцией Российское государство является демократическим, федеративным, правовым. Декларируется реальное народовластие. Частная собственность находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной и др. Признаются идеологическое многообразие, многопартийность. Основной Закон гарантирует каждому россиянину неприкосновенность собственности. Четко разделены функции Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ. Закреплен принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Удалось найти неплохую форму сочетания местных и федеральных интересов, составившую основу российского федерализма. Все субъекты Федерации равны. Устранено определение республик как суверенных государств. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Очевидны и недостатки этого документа. К ним, в частности, относят чрезмерно большой объем властных полномочий, закрепленных за Президентом, в ущерб полномочиям и прерогативам Федерального Собрания РФ, Государственной Думы РФ в особенности. Конституция устанавливает смешанную (президентско-парламентскую) модель организации республики, относительно эффективности которой ученые и политики высказывают определенные сомнения. Слишком широк перечень причин, по которым права и свободы могут быть отменены.
Сегодня ясно, что Конституция РФ выполнила свою основную задачу – способствовала стабилизации положения в российском обществе, остановила сползание России к гражданской войне. Время покажет, какие поправки необходимо внести в ее текст. Совершенствование Конституции – сложный и длительный процесс, не терпящий спешки и непродуманных решений.
1. Почему потребовалась конституционная реформа в России в начале 1990-х гг.?
2. Как принималась новая Конституция Российской Федерации?
3. Каковы достоинства существующей Конституции РФ?
4. В чем состоят ее недостатки?
Из Конституции исключены Федеральный договор как равнозначная часть ее текста и почти все ссылки на него, хотя все основные положения трех договоров, подписанных в 1992 г., инкорпорированы в ее содержание. Это имеет принципиальное значение: Россия не договорная и даже не договорно-конституционная, а конструктивная федерация. То, что именуется Федеральным договором, не договор об учреждении государства, из которого участники вправе выйти, а соглашение с разграничениями полномочий между местными и центральными органами власти…
Никакого ущемления прав регионов нет и в устранении определения республик как суверенных государств… Наконец, значительно более четко (хотя и не до конца) прописан принцип равенства субъектов Федерации (В. Шейнис, политический деятель).
Политическая сфера. А,В,С. Вариант 5.
Осталось ждать: 20 сек.
Предпросмотр документа
5. Фамилия, № группы ____________________________________
№1. Роль посредника между гражданским обществом и государством выполняет
1) политическая партия2) армия3) образование4) государственный аппарат
№2. Коммуникативный компонент политической системы включает
1) идеологические принципы2) формы взаимодействия партий
3) политические нормы4) политические организации
№3. Признаком государства, отличающим его от всех других форм объединения людей, является
1) наличие системы права2) наличие общего хозяйства
3) наличие органов управления4) наличие общих ценностей
№4. Важнейшей функцией политической власти в предвыборный период является
1) разработка единой идеологии2) формирование политической элиты
3) укрепление организации4) увеличение собственного электората
№5. По форме правления Российская Федерация является
1) демократическим государством2) федеративным государством
3) монархическим государством4) республиканским государством
№6. В стране Р часть мест в парламенте выделяется кандидатам, набравшим абсолютное количество голосов на выборах; часть — кандидатам, выдвинутым от политических партий. Такой порядок характеризует избирательную систему страны Р как
1) пропорциональную2) альтернативную3) мажоритарную4) смешанную
В избирательном округе выставлены два списка кандидатов — от партии С. и от партии Н. Участие в голосовании приняли 180 тысяч избирателей. Мандаты между партиями распределились в соответствии с количеством отданных за нее голосов. По какой избирательной системе проходили выборы в данном избирательном округе? …………………………………………..
№7. Установите соответствие
ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ
РЕЖИМОВ
А) власть осуществляется группой лиц
Б) гарантировано равенство всех перед законом
В) гражданам предоставляется право на многообразие общественных объединений
Г) власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы человека
Д) особая роль в государстве принадлежит таким институтам, как армия и церковь
Е) осуществляется государственный контроль за сферой политики, духовной жизнью общества
№8. Запишите слово, пропущенное в таблице.
№9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Конституция РФ заложила фундамент новой общественно-политической системы. В соответствии с ней Российское государство является демократическим, федеративным, правовым.
Декларируется реальное _______(А), частная ______ (Б) находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной и другими видами собственности. Закреплен принцип разделения ________(В). Положения статей главы 1 составляют основную характеристику российского _______(Г).
В ней закреплено положение, согласно которому единственным источником власти и носителем суверенитета страны является _______ (Д) России. Глава 2 Основного закона России закрепляет права и обязанности ______ (Е) и гражданина. Непосредственно свою власть народ осуществляет с помощью свободного волеизъявления, участвуя в выборах органов власти и в ________ (Ж)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только 1 раз. В списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов: 1) народовластие 2) собственность 3) инициатива 4) власть 5) государства 6) парламент 7) человек 8) народ 9) референдум
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
№10. Найдите в приведенном списке функции государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.
политическая 2) правоохранительная 3) социальная 4) демократическая 5) этническая
Проиллюстрируйте каждую из выбранных вами функций примером.
№11. Составьте сложный план развернутого ответа на тему «Типы политических режимов».
План должен содержать не менее 3-х пунктов, два из которых раскрыты в подпунктах.
№12. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Выборы в демократическом обществе». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.
С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина. (. ) Правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные прав человека. (. ) Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.
С1. Назовите принципы правового государства, приведенные автором.
C2. Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия.
C3. Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права». Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.
C4. Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту утверждения автора.
Конституция рф заложила фундамент новой общественно политической системы в
1.Характеристика Конституции Российской Федерации 1993 года.
Новая Конституция РФ подвела черту под существовавшим в стране коммунистическим строем. Она заложила основы новой общественно-политической системы, основанной на частной собственности, рыночных отношениях, демократических процедурах. В соответствии с Конституцией Российское государство является демократическим, федеративным, правовым. Объявляется реальное народовластие. Частная собственность находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной и другими. Признаются идеологическое многообразие, многопартийность. Все это знаменует качественно новый этап в развитии Российского государства.
Достоинством новой Конституции РФ является закрепление прав и свобод человека и гражданина; они признаны и гарантированы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Конституция способна выполнять роль юридического фундамента, основы демократии. Основной Закон гарантирует каждому россиянину неприкосновенность собственности, обеспечивает преемственность собственности между поколениями. Четко разделены функции Президента, Федерального Собрания, Правительства. Закреплен принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Удалось найти сносную форму сочетания местных и федеральных интересов, составившую основу российского федерализма. Все субъекты Федерации равны. Исключен принцип свободного выхода из Федерации. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Введен новый институт — Парламентский уполномоченный по правам человека.
К недостаткам новой Конституции РФ можно отнести слишком большой объем полномочий Президента РФ и, соответственно, небольшую роль Государственной Думы в решении основополагающих проблем государственной и общественной жизни. Слишком широк спектр причин, по которым права и свободы могут быть отменены. Перечень форм собственности в России заужен. Предложена смешанная (президентско-парламентская, или так называемая «французская») модель организации власти.
2. Политические права человека.
1)Право на объединение. По своему содержанию право на объединение предусматривает возможность создания общественных, т. е. негосударственных, объединений, а именно: политических партий, профсоюзов, предпринимательских союзов и других общественных организаций. Каждый человек вправе не только создавать эти общественные объединения вместе с другими людьми, но и вступать в уже созданные, участвовать в их деятельности, а также беспрепятственно выходить из них. Конституция РФ устанавливает только три положения, связанные с реализацией этого права.
а) Право на объединение принадлежит каждому человеку. Однако, есть законные ограничения для некоторых лиц, например, военнослужащих, судей, прокуроров.
б) Государство гарантирует свободу общественных объединений. За исключением ограничений, предусмотренных в Конституции, государство не вправе ограничивать цели и задачи общественных объединений, вмешиваться в их внутреннюю деятельность. «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).
Несколькими законами запрещается создание партийных организаций в государственных структурах — вооруженных силах, милиции, органах прокуратуры, высших учебных заведениях. Политические партии и движения не вправе создавать свои структуры по производственному принципу, т. е. на заводах, в учреждениях, компаниях и т. д.
в) Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
2)Право на мирные собрания и публичные манифестации. В Российской Федерации это право принадлежит только ее гражданам, хотя Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет его без такого ограничения. Конституция РФ (ст. 31) закрепляет право: собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Целью таких действий граждан является обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки политики властей или протеста против нее, стремление сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общественности.
3) Право участвовать в управлении делами государства. Это право принадлежит только гражданам Российской Федерации и реализуется ими, как сказано в ст. 32 Конституции, как непосредственно, так и через своих представителей. Данное право развивает содержащееся в ст. 3 Конституции положение о народовластии, которое носит обобщенный, декларативный характер. А конкретно устанавливаются право граждан на участие в проведении референдумов и свободных выборов и право быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иметь доступ к государственной службе и отправлению правосудия, обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.
4)Право избирать и быть избранными. Это право граждан стоит в центре всех процессов формирования органов государства, т. е. носит властеобразующий характер. Всеобщие выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также референдумы предоставляют народу уникальную возможность контроля за деятельностью этих органов вплоть до полной смены правителей. Право избирать и быть избранным (избирательные права) в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства.
4)Равный доступ к государственной службе. Это демократическое право очень важно для предотвращения бюрократизации государственного аппарата и превращения его в самодовлеющую силу, оторванную от народа.
Содержанием понятия равного доступа к государственной службе является право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Речь идет о равных возможностях для каждого гражданина поступить на государственную службу при наличии вакансий и профессиональном соответствии. Нельзя отказать в этом гражданину в связи с его расой, полом, национальностью, языком, социальным происхождением, имущественным положением, местом жительства, отношением к религии, убеждениями, принадлежностью к общественным объединениям.
5) Право участвовать в отправлении правосудия. Это право призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Оно предоставляет каждому гражданину возможность без всякой дискриминации занять должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем.
6) Право обращений. Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные послания в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право предусматривает возможность обращаться с просьбой, жалобой или предложением в любой орган и к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ и обязанность должностного лица дать ответ на это обращение. Обращение может содержать как личные вопросы, так и общественные.
Право обращений включает возможность коллективных обращений (петиций). Это обычно предложения по улучшению работы государственных органов, требования отмены несправедливых актов, протест против действий властей и др.