Содержание
- Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)
- Аркатурный пояс в архитектуре
- Что такое аркатура?
- Особенности арки
- Названия арочных элементов
- В древние времена
- Аркатурный пояс в мировой архитектуре
- Аркатурно-колончатый пояс
- Аркатурный пояс в архитектуре
- Что такое аркатура?
- Особенности арки
- Названия арочных элементов
- В древние времена
- Аркатурный пояс в мировой архитектуре
- Аркатурно-колончатый пояс
- Про волюту на поребрике
- Архитектурные элементы
- Архитектурные элементы фасада здания
- Архитектурные элементы стен фасада
- Колонна и ее составные части
- Архитектурные элементы оконных и дверных проемов
- Материалы, из которых изготовляются архитектурные элементы фасада
- Установка архитектурных элементов фасада из пенополистирола – пошаговая инструкция
Молдинг подоконный и межэтажный пояс различие в архитектуре
Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)
Баля́сины— невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;
Баля́сины
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.
Балюстра́да
Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).
Пиля́стр
Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.
Капите́ль
Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.
Аба́ка
Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.
Атла́нт
Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.
Рустовый камень на фасаде
Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.
Кариатида
Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.
Антаблеме́нт
Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.
Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.
Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.
Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.
Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.
Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.
Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).
Барелье́ф
Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.
Горелье́ф
Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Фронто́н
Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).
Пилон
Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.
Портик
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.
Колоннада
Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.
Сандрик
Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.
Филёнка
Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.
Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.
Картуш
Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.
Молдинг
Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.
Кронштейн
Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).
Цо́коль
Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.
Архивольт
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.
Портал
Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.
Аркада
Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.
Э́ркер
Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).
Каннелюра
В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.
Аркатурный пояс в архитектуре
Аркатурный пояс – это элемент, используемый при возведении различных сооружений. Его создают как внутри, так и снаружи здания. О том, что такое аркатурный пояс, о его особенностях и строении будет рассказано в этом очерке.
Что такое аркатура?
Прежде чем начать рассматривать, что такое аркатурный пояс, следует описать значение терминов, сопутствующих этому понятию.
Один из таких терминов — это «аркатура». В переводе с итальянского он обозначает «дуга», «изгиб». В немецком языке аркатура — это «ряд арок». Еще ее называют аркатурным поясом, аркатурным фризом. По сути, это все ее разновидности.
Аркатура является непрерывным или расчлененным рядом ложных декоративных арок. Они находятся либо на фасаде здания, либо на стенах внутренних помещений. Основной вид — это слепая аркатура, которая состоит из элементов, наложенных пластически на поверхность стены. Иногда между стеной и аркатурой оставляют небольшое пространство.
Еще аркатура бывает двух видов: расчлененная и непрерывная. Последняя из них может быть выполнена в виде аркатурного пояса, который дополнен колонками на кронштейнах. В частности, такой вариант архитектурного решения присущ храмам Владимиро-Суздальского княжества.
Особенности арки
Другой термин — это «арка» — архитектурный элемент, составляющий аркаду и такую ее разновидность, как аркатурный пояс. Она представляет собой криволинейное перекрытие глухого или сквозного проема или пролета в стене, которое имеет опоры. Арки могут опираться на консоли, колонны и кронштейны. Они бывают как настоящими, так и ложными, то есть декоративными. Обычно арки имеют симметрию относительно вертикальной оси. Подробнее этот элемент аркатуры будет рассмотрен ниже.
Если сравнивать арку с балкой, то последняя испытывает обычное (нормальное) механическое напряжение, тогда как арка – касательное. Благодаря касательному напряжению и происходит распор (горизонтальная опорная реакция).
Арка от свода отличается тем, что имеет значительно меньшую ширину. Из-за вертикальной нагрузки арка больше работает на сжатие, а не на изгиб, с чем и связаны ее хорошие технические характеристики.
Арки делятся на три типа:
- бесшарнирные;
- двухшарнирные;
- трехшарнирные.
В том случае, если опорные арочные концы соединены друг с другом перемычкой, (стержнем, воспринимающим горизонтальную реакцию), это будет арка с затяжкой.
Названия арочных элементов
Арка состоит из целого ряда элементов, названия которых приведены ниже:
- клинчатый камень;
- замковый камень (венчающий вершину по центру);
- экстрадос (внешняя поверхность арки);
- интрадос (внутренняя поверхность);
- импост (пята, пятка — камень, расположенный у основания опор);
- опорная стена;
- пролет;
- стрела подъема (расстояние до центра замкового элемента от той линии, которая соединяет оба центра пяточных камней — импоста).
Расстояние между осями импоста называют расчетной проймой. Если увеличивается стрела подъема, соответственно, уменьшается распор самой арки. Ось всей конструкции подбирают таким образом, чтобы давление на изгиб было минимальным. Расчет конструкции крайне важен, так как эта точность может повлиять на прочность всего помещения в целом.
В древние времена
Впервые аркатурный пояс в архитектуре, используемый при возведении зданий, отделке фасадов и внутренних помещений, появился около 2-го тысячелетия до н. э. в Древней Месопотамии, а также в остальной части Древнего Востока. В этом регионе строительство различных зданий с использованием кирпичных блоков достигло высочайшего уровня, а вместе с этим увеличилась и сложность самих сооружений. Во времена расцвета Древнего Рима арки использовали довольно часто. Например, известный на весь мир Колизей создан при помощи множества арок, соединение которых составляет аркатуру.
Аркатурный пояс в мировой архитектуре
В восточных странах аркатуру используют при строительстве открытых галерей, которые располагают вдоль фасадов домов. Основная нагрузка в случае такого технического решения распределяется между каждой отдельной арочной опорой.
Применение аркатурного пояса увеличивает характеристики прочности всего строения в целом, при этом уменьшая вес самой конструкции. Упомянутый ранее Колизей построен при помощи многочисленных арок, также они активно использовались римлянами при возведении акведуков, которые сохранились до настоящего времени.
В Средние века при возведении английских готических соборов и монастырей активно используется аркатурный пояс. То место, где он находится, сразу же привлекает взор своей красотой.
Обычно в католических храмах крытый арками проход ведет от нефа или трансепта к внутренним помещениям. Часто аркада примыкала к обители с восточной стороны, перекрывая проходы в храмах, имеющие крестообразную форму. В Глостерширском соборе, возведенном в 1029 году, аркада расположена с противоположной стороны, что несколько не соответствовало канонам строительства, но все же встречалось.
Аркатурно-колончатый пояс
Такими поясами называют декоративные мотивы из череды небольших арок, которые опираются на маленькие колонны. Как уже было сказано выше, колончатый пояс – это одна из разновидностей аркатуры. Он широко использовался в архитектуре Древней Руси. С его помощью оформляли стены зданий и церковные барабаны (предкупольная часть церкви). Нередко между колоннами прорезались вытянутые, узкие световые окна.
Колончатые пояса имели различные варианты исполнения. Так, например, одним из методов являлась установка небольших колонн не под каждую пяту соседних арок, а с различными промежутками – в одну или две арки. Подобное расположение можно увидеть в Кремле, на барабанах Благовещенского собора.
Аркатурный пояс храма со временем начинают использовать и в обычной архитектуре. Начиная с XVII века этот декоративный элемент становится обязательным не только в русской храмовой архитектуре, но и при возведении светских построек. Стоит отметить, что там где находился аркатурный пояс в русской храмовой архитектуре, довольно часто проемы и венцы арок украшали мозаикой на Библейские темы.
Появившийся в древние времена, этот архитектурный элемент стал не только необходимым и часто используемым, но и приобрел эстетические черты, облагораживая и украшая любую постройку.
Аркатурный пояс в архитектуре
Аркатурный пояс – это элемент, используемый при возведении различных сооружений. Его создают как внутри, так и снаружи здания. О том, что такое аркатурный пояс, о его особенностях и строении будет рассказано в этом очерке.
Что такое аркатура?
Прежде чем начать рассматривать, что такое аркатурный пояс, следует описать значение терминов, сопутствующих этому понятию.
Один из таких терминов — это «аркатура». В переводе с итальянского он обозначает «дуга», «изгиб». В немецком языке аркатура — это «ряд арок». Еще ее называют аркатурным поясом, аркатурным фризом. По сути, это все ее разновидности.
Аркатура является непрерывным или расчлененным рядом ложных декоративных арок. Они находятся либо на фасаде здания, либо на стенах внутренних помещений. Основной вид — это слепая аркатура, которая состоит из элементов, наложенных пластически на поверхность стены. Иногда между стеной и аркатурой оставляют небольшое пространство.
Еще аркатура бывает двух видов: расчлененная и непрерывная. Последняя из них может быть выполнена в виде аркатурного пояса, который дополнен колонками на кронштейнах. В частности, такой вариант архитектурного решения присущ храмам Владимиро-Суздальского княжества.
Особенности арки
Другой термин — это «арка» — архитектурный элемент, составляющий аркаду и такую ее разновидность, как аркатурный пояс. Она представляет собой криволинейное перекрытие глухого или сквозного проема или пролета в стене, которое имеет опоры. Арки могут опираться на консоли, колонны и кронштейны. Они бывают как настоящими, так и ложными, то есть декоративными. Обычно арки имеют симметрию относительно вертикальной оси. Подробнее этот элемент аркатуры будет рассмотрен ниже.
Если сравнивать арку с балкой, то последняя испытывает обычное (нормальное) механическое напряжение, тогда как арка – касательное. Благодаря касательному напряжению и происходит распор (горизонтальная опорная реакция).
Арка от свода отличается тем, что имеет значительно меньшую ширину. Из-за вертикальной нагрузки арка больше работает на сжатие, а не на изгиб, с чем и связаны ее хорошие технические характеристики.
Арки делятся на три типа:
- бесшарнирные;
- двухшарнирные;
- трехшарнирные.
В том случае, если опорные арочные концы соединены друг с другом перемычкой, (стержнем, воспринимающим горизонтальную реакцию), это будет арка с затяжкой.
Названия арочных элементов
Арка состоит из целого ряда элементов, названия которых приведены ниже:
- клинчатый камень;
- замковый камень (венчающий вершину по центру);
- экстрадос (внешняя поверхность арки);
- интрадос (внутренняя поверхность);
- импост (пята, пятка — камень, расположенный у основания опор);
- опорная стена;
- пролет;
- стрела подъема (расстояние до центра замкового элемента от той линии, которая соединяет оба центра пяточных камней — импоста).
Расстояние между осями импоста называют расчетной проймой. Если увеличивается стрела подъема, соответственно, уменьшается распор самой арки. Ось всей конструкции подбирают таким образом, чтобы давление на изгиб было минимальным. Расчет конструкции крайне важен, так как эта точность может повлиять на прочность всего помещения в целом.
В древние времена
Впервые аркатурный пояс в архитектуре, используемый при возведении зданий, отделке фасадов и внутренних помещений, появился около 2-го тысячелетия до н. э. в Древней Месопотамии, а также в остальной части Древнего Востока. В этом регионе строительство различных зданий с использованием кирпичных блоков достигло высочайшего уровня, а вместе с этим увеличилась и сложность самих сооружений. Во времена расцвета Древнего Рима арки использовали довольно часто. Например, известный на весь мир Колизей создан при помощи множества арок, соединение которых составляет аркатуру.
Аркатурный пояс в мировой архитектуре
В восточных странах аркатуру используют при строительстве открытых галерей, которые располагают вдоль фасадов домов. Основная нагрузка в случае такого технического решения распределяется между каждой отдельной арочной опорой.
Применение аркатурного пояса увеличивает характеристики прочности всего строения в целом, при этом уменьшая вес самой конструкции. Упомянутый ранее Колизей построен при помощи многочисленных арок, также они активно использовались римлянами при возведении акведуков, которые сохранились до настоящего времени.
В Средние века при возведении английских готических соборов и монастырей активно используется аркатурный пояс. То место, где он находится, сразу же привлекает взор своей красотой.
Обычно в католических храмах крытый арками проход ведет от нефа или трансепта к внутренним помещениям. Часто аркада примыкала к обители с восточной стороны, перекрывая проходы в храмах, имеющие крестообразную форму. В Глостерширском соборе, возведенном в 1029 году, аркада расположена с противоположной стороны, что несколько не соответствовало канонам строительства, но все же встречалось.
Аркатурно-колончатый пояс
Такими поясами называют декоративные мотивы из череды небольших арок, которые опираются на маленькие колонны. Как уже было сказано выше, колончатый пояс – это одна из разновидностей аркатуры. Он широко использовался в архитектуре Древней Руси. С его помощью оформляли стены зданий и церковные барабаны (предкупольная часть церкви). Нередко между колоннами прорезались вытянутые, узкие световые окна.
Колончатые пояса имели различные варианты исполнения. Так, например, одним из методов являлась установка небольших колонн не под каждую пяту соседних арок, а с различными промежутками – в одну или две арки. Подобное расположение можно увидеть в Кремле, на барабанах Благовещенского собора.
Аркатурный пояс храма со временем начинают использовать и в обычной архитектуре. Начиная с XVII века этот декоративный элемент становится обязательным не только в русской храмовой архитектуре, но и при возведении светских построек. Стоит отметить, что там где находился аркатурный пояс в русской храмовой архитектуре, довольно часто проемы и венцы арок украшали мозаикой на Библейские темы.
Появившийся в древние времена, этот архитектурный элемент стал не только необходимым и часто используемым, но и приобрел эстетические черты, облагораживая и украшая любую постройку.
Про волюту на поребрике
Однажды, покупатель наших деревянных окон, архитектор по образованию, посмеялся над мастером по замеру, что тот не знает где находится сандрик. Мы понимаем, что учиться никогда не поздно и решили, что пусть-ка у нас тут все эти сандрики и прочие архитектурные элементы лежат в одной кучке! Вот так:
Архитектурные элементы
Антаблемент
Верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах. Антаблемент разделятся на несущую часть — архитрав, — на опирающийся на него фриз и венчающую часть — карниз.
Стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом.
Балюстрада
Невысокое ограждение лестниц, террас и балконов, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами. Современные конструкции значительно уступают таким сооружениям в плане красоты и изысканности, но ничуть не уступают в надёжности и практичности. В этом можно убедиться, обратившись на Фабрику перил — http://www.fplus.ru, которая специализируется на производстве и монтаже перил, поручней и ограждений из нержавеющей стали.
Невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов и лестниц.
Надстройка над зданием, обычно круглая в плане.
Здесь должна быть какая-нибудь шутка про валюту. Архитектурная деталь в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, характерная для стиля барокко.
Галерея (гульбище)
Длинное крытое светлое помещение, примыкающее к стене здания. Одну из стен галереи заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающие к стене здания.
Орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т. п., характерный для барокко.
Фигурные завитки, украшающие верх стены.
Полукруглое завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний свод.
Верхняя часть колонны или пилястры различной формы.
Каменный или бетонный вертикальный выступ (ребро), усиливающий наружную стену.
Наборная колонка
Декоративный столбик, составленный из мелких резных элементов.
Плоский вертикальный выступ на поверхности стены.
Вид кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены. Кстати, логично!
Архитектурно оформленный вход в здание.
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией. Понятие «портал» (в миниатюре) также применяется для обозначения «П»-образной рамы камина.
Посмотрите-ка на наши раздижные порталы для порталов!
Характерный элемент зданий, построенных в стиле классицизма: ряд колонн, помещенный перед фасадом здания.
Участок стены между двумя пилястрами.
Круглое в разрезе сооружение, обычно увенчанное куполом. Ротонда часто завершает центральную часть здания в стиле классицизма.
Небольшой карниз, расположенный над проемом окна или двери на фасаде здания, иногда опирающийся на консоли. Часто завершается фронтоном.
Шутки в сторону. Ширинка – это гульфик, а ширинка – это декоративное украшение в виде прямоугольного углубления, иногда украшенное лепниной.
Выступающая за плоскость фасада часть помещения.
Понравилось?
Тогда загляните и узнайте сколько окон в Эрмитаже и что там за лоджии у них?
Архитектурные элементы фасада здания
Применение декоративных элементов на стенах и окнах способно преобразить внешний вид любого здания к лучшему. Колонны, замковые камни, арки, лепнина и консоли позволяют скрыть различные недостатки и усилить внимание на достоинствах постройки. Главное – грамотно все разместить. Если вы планируете возвести не простой загородный дом, а настоящий коттедж, усадьбу – вам необходимо получить базовые знания том, какие архитектурные элементы фасада здания существуют, из чего они делаются и как устанавливаются. Все это вы можете найти здесь.
Архитектурные элементы фасада здания
Архитектурные элементы стен фасада
Для начала рассмотрим те декоративные элементы фасада, которые располагаются не на оконных проемах, а просто на стенах. Большая их часть показана на изображениях, приведенных выше и ниже.
Основные элементы декоративной отделки фасада
Пример того, как выглядел дом до установки декоративных элементов и после
Карниз – выступающий элемент. Как правило, он тянется вдоль всей стены и визуально разделяет ее и крышу либо разбивает саму плоскость стены на несколько отдельных зон. По месту своего расположения карниз бывает подкрышный, межэтажный и цокольный.
Карниз под крышей
Карниз между этажами
Цокольный карниз. Как правило, он снабжается отливом
Руст – прямоугольные накладки по углам стен, также известные как бассаж. Как правило, они чередуются по размеру и имеют друг между другом небольшие отступы. Также рустами называют внешнюю отделку фасада прямоугольными каменными плитами, внешняя часть которого остается неотесанной.
Розетка – круглый декоративный элемент на стене, снабженный объемным рисунком с узорами. Как правило, устанавливается над входом в здание или по центру фронтона.
Фреска – цветное изображение, нанесенное на стену при помощи штукатурки или иных материалов. При создании подобных декоративных элементов огромное внимание необходимо уделять стойкости к внешним воздействиям.
Фреска на фасаде дома
Барельеф – объемное изображение, выступающее наполовину из стены. Один из самых древних архитектурных элементов фасада и вместе с тем наиболее сложный. Имеет подвид, называемый горельефом – в нем отдельные части рисунка могут выступать из стены более чем на 50%. Оба элемента и другие схожие с ними украшения стен в общем называются лепниной.
Барельеф в современной архитектуре
Арка – сквозной или глухой проем с полукруглым верхом. Чаще всего используется для обрамления входной двери или крупных окон. Нередко дополняется своими декоративными элементами.
Филенка – прямоугольное выдвинутое или заглубленное обрамление какого-либо декоративного элемента, например, розетки. Иногда встречаются филенки и других форм, а также те, что не имеют внутри каких-то украшений.
На этом изображении филенки располагаются под окнами
Фриз – прямоугольная полоса, обрамляющая определенную часть фасада. Часто располагается рядом с карнизом (из-за этого иногда возникает путаница в терминах).
Антаблемент — верхняя горизонтальная часть сооружения
Консоль – выступающая из стены опора, закрепленная только на одном конце. Как правило, используется для поддержки балкона, карнизов и прочих относительно тяжелых объектов, выходящих далеко за плоскость фасада. Карниз является не только несущим, но и декоративным элементом – он украшается лепниной, узорами и горельефами.
Пример использования консолей
Балюстрада – ограждение балкона, террасы или лестницы, выполненное из балясин (фигурных столбиков сложной формы). Сверху дополняется перилами, а в некоторых случаях – вазами, расположенными на тумбах.
Колонна и ее составные части
Отдельно стоит выделить такой архитектурный элемент здания, как колонна. Это столб круглого или прямоугольного сечения, используемый в качестве как несущей детали, так и украшения внешнего вида фасада. Изготавливается из камня, дерева, металла и прочих строительных материалов. Условно колонну можно поделить на три части.
- База – нижнее основание колонны. Как правило, его диаметр больше, чем у основной части данного архитектурного элемента. База колонны должна быть очень крепкой, так как на нее давит значительная масса.
- Ствол или тело колонны – основная часть архитектурного элемента. Как уже было сказано выше, имеет квадратное либо круглое сечение. Иногда ствол колонны сужается к своей верхней части. Тело может быть как гладким, так и рельефным – с горизонтальными и вертикальными желобами.
- Капитель – верхняя часть колонны, как правило, больших размеров, чем ее основная часть. Равномерно распределяет нагрузку на ствол от поддерживаемой конструкции. Капитель снабжается лепниной, узорами консолями.
Колонна и ее составляющие элементы
Различные стили колонн
Также стоит отметить два подвида колонн – полуколонна и пилястра. Первая представляет собой архитектурный элемент в виде столба круглого или квадратного сечения, выступающий из стены на 50-75%. Как правило, устанавливается у дверных проемов и чаще служит не конструкционным, а декоративным элементом. Пилястра – небольшой вертикальный выступ, по своей форме и устройству напоминающий колонну. Выполняет исключительно декоративную функцию.
Полуколонны на углах здания
Пилястры, обрамляющие вход на фасаде
Архитектурные элементы оконных и дверных проемов
Перейдем к еще одной очень важной части фасада – оконным и дверным проемам. Рассмотрим основные декоративные элементы, используемые для их обрамления и украшения.
Архитектурные элементы оконных проемов
Сандрик – небольшой карниз, часто прямоугольной формы и с фронтоном, расположенный над окном, дверью и нишей. Снабжается лепниной, узорами и прочими декоративными элементами. Помимо функции украшения фасада, сандрик прикрывает оконные стекла от дождя.
Замковый камень – декоративный элемент клиновидной формы, располагающийся посередине карниза или сандрика оконного проема или арки.
Сандрик треугольной формы, снабженный фронтоном. Под ним можно обнаружить несколько замковых камней
Наличники – планки, установленные по краям оконного проема и ориентированные вертикально. Украшаются лепными деталям и резьбой. Дополняются откосами – металлическими или иными поверхностями, украшающими оконный проем по своей внутренней части.
Резные наличники на окнах деревенского дома
Лепной подоконник с консолями
Тимпан – плоскость фронтона над окном и под проемом арки, обрамляющим его. Украшается лепниной, розеткой, узорами, барельефами, а иногда – фресками.
Материалы, из которых изготовляются архитектурные элементы фасада
Декоративные элементы фасада изготавливаются из самых разных материалов, здесь же рассмотрим самые популярные варианты.
-
Гипс – минеральная осадочная порода естественного происхождения. Один из древнейших материалов, применяемых для изготовления архитектурных элементов фасада. Гипс пластичен и очень податлив в своей мягкой форме, но вместе с тем украшения и лепнина из него обладают большой массой и стоимостью. Размещать декоративные элементы из гипса можно только при наличии очень прочного фундамента и стен.
Консоль, украшенная лепниной из гипса
Декоративные элементы из пенополистирола
Видео — Фасадный декор: пошаговая инструкция монтажа
Установка архитектурных элементов фасада из пенополистирола – пошаговая инструкция
Рассмотрим поэтапно процесс установки архитектурных элементов для фасада, изготовленных из пенополистирола.
Список инструментов
В качестве вступления рассмотрим список инструментов, которые могут вам понадобиться для выполнения подобной работы.
Таблица. Установка архитектурных элементов фасада – список инструментов.