Работы линнея послужившие фундаментом для новых исследований живой природы

1. Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея

Подробное решение параграф 1 по биологии для учащихся 11 класса, авторов Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. 2016

  • Гдз рабочая тетрадь по Биологии за 11 класс можно найти тут

Стр. 6. Вспомните.

1. Какие взгляды на происхождение жизни существовали в античный и средневековый периоды?

Объяснить происхождение жизни и человека люди пытались с глубокой древности. Многие религии и философские теории возникли как попытки решения этих глобальных вопросов. Представления об изменяемости окружающего мира появились многие тысячи лет назад. В Древнем Китае философ Конфуций 1 считал, что жизнь возникла из одного источника путём расхождения и ветвления. В эпоху Античности древнегреческие философы искали то материальное начало, которое было источником и первоосновой жизни. Диоген считал, что все существа подобны одному исходному существу и произошли от него в результате дифференциации. Фалес предполагал, что все живые организмы произошли из воды, Анаксагор утверждал, что из воздуха, а Демокрит объяснял происхождение жизни процессом самозарождения её из ила. Большое влияние на развитие и формирование представлений о живой природе оказали исследования и философские теории таких выдающихся учёных Античности, как Пифагор, Анаксимандр, Гиппократ.

Стр. 10. Вопросы для повторения и задания.

1. Что было известно о живой природе в Древнем мире?

Величайший из древнегреческих учёных Аристотель, обладая энциклопедическими знаниями, заложил основы развития биологии и сформулировал теорию непрерывного и постепенного развития живого из неживой материи. В своей работе «История животных» Аристотель впервые разработал систематику животных. Всех животных он разделил на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Животных с кровью он, в свою очередь, разделил на яйцекладущих (яйцеродных) и живородящих. В другой своей работе Аристотель впервые высказал мысль о том, что природа – это непрерывный ряд усложняющихся форм: от неживых тел к растениям, от растений к животным и далее до человека. Интерес к биологии возрос в эпоху Великих географических открытий. В 1492 г. была открыта Америка. Интенсивная торговля и путешествия расширяли сведения о растениях и животных. В Европу завозили новые растения – картофель, томаты, подсолнечник, кукурузу, корицу, табак и многие другие. Учёные описывали множество невиданных ранее животных и растений. Возникла насущная необходимость создать единую научную классификацию живых организмов.

2. Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII в.?

В XVIII в. в Европе господствовало мировоззрение, основанное на догматах христиан-ской церкви. Ученые считали, что поскольку все живые организмы созданы Богом, то они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени. Такое метафизическое направление в биологии получило название «креационизм».

3. Что такое систематика?

Систематика – это наука о классификации живых организмов. В древности существовало множество разнообразных систем классификации. Основы современной систематики были заложены в XVIII в. шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем (1707–1778).

4. По какому принципу построена классификация организмов К. Линнея?

Основой классификации К. Линнея является принцип иерархичности таксонов (групп организмов), когда несколько более мелких таксонов объединяются в более крупный. Виды объединяются в род, роды – в отряд и т. д. Самой крупной таксономической единицей в системе К. Линнея являлся класс. Для обозначения видов К. Линней использовал бинарную (двойную) номенклатуру: первое слово названия обозначало род, второе – видовую принадлежность. Например, Homo sapiens – человек разумный, Convallaria majalis – ландыш майский, Ursus arctos – медведь бурый.

5. Поясните мысль, высказанную К. Линнеем: «Система – это ариаднина нить ботаники, без неё гербарное дело превращается в хаос». Согласны ли вы с этим утверждением?

В XVIII в. было уже известно множество видов растений. При отсутствии строгой клас-сификации становилось все сложнее работать с ними, отделять один вид от другого, объединять родственные виды в группы, определять степень их родства. Иными словами, как нить Ариадны вывела героя Тезея из Лабиринта, так и систематика помогла навести порядок в том хаосе знаний, которые накопили ученые до Линнея.

Стр. 11 Подумайте и выполните.

1. Охарактеризуйте и сравните трансформизм и креационизм.

Креационисты считали, что все живое результат божественного творения, виды неизменны, и каждому виду отведено постоянное место на «лестнице существ». Сторонники креационизма Карл Линней, Жорж Кювье.

Трансформисты считали, что живая природа развивается во времени, организмы возникли из неорганических веществ, а виды способны изменяться. Представители трансформистов Фоффруа Сент – Иллер, Р. Гук, Ж. Ламерти, Д. Дидро, Эразм Дарвин. Общим для всех трансформистов было признание изменяемости организмов под воздействием окружающей среды, к которому организмы приспосабливаются благодаря заложенной в них изначально способности целесообразно воздействовать на внешние воздействия, а приобретенные таким путем изменения наследуются.

2. Оцените роль латинского языка в развитии и становлении наук о живой природе.

В медицине и биологии латынь необходима, поскольку вся терминология наук построена на греко – латинских словообразовательных элементов.

3. Рассмотрите систему животного мира по Аристотелю. Каким группам (типам) организмов не нашлось в ней места?

Аристотель внимательно изучал внешний вид и поведение живых существ. Он насчитал около пятисот различных «видов» животных и указал на их отличия. Сам по себе этот список, может быть, и не заслуживал особого внимания, но Аристотель на этом не остановился. Он, например, выявил, что различных животных можно сгруппировать, но проводить градацию следует очень осторожно. Так, наземных животных легко разделить на четвероногих (зверей), летающих пернатых (птиц), а оставшихся объединить в одну группу под общим названием черви. Морских обитателей можно объединить в одну группу под названием рыбы. Например, внимательно наблюдая за дельфинами, Аристотель установил, что, хотя последние по внешнему виду, месту обитания и представляют рыбоподобных животных, по другим важным признакам они далеки от рыб. Так, у дельфинов есть легкие, и дышат они воздухом. В отличие от рыбы, дельфина можно утопить, если долго держать под водой. Коме того, дельфины – животные теплокровные, а не холоднокровные. И, что самое важное, они рожают живых детенышей, которые еще в утробе матери питаются через плаценту. Во всем этом дельфины сходны с покрытыми шерстью теплокровными животными суши. По мнению Аристотеля, этих сходных признаков было вполне достаточно, чтобы объединить китообразных (киты, дельфины и морские свиньи) с сухопутными животными, а не морскими рыбами, – в этом он на два тысячелетия опередил свое время, ибо все античные и средневековые ученые продолжали объединять китообразных с рыбами. Классифицируя животных, Аристотель располагал объекты по мере их прогрессивного усложнения. От его острого взгляда не укрылось, что природа на пути к вершине мироздания – человеку – проходит различные стадии эволюции. Сообразно этому своему видению мира Аристотель разделил его на четыре царства: внизу – неодушевленный мир земли, воды и воздуха; чуть выше – растительный мир, еще выше – мир животных и, наконец, на самой вершине – мир человека. Неодушевленный мир существует, мир растений не только существует, но и размножается; мир животных существует, размножается и двигается, а человек не только существует, размножается и двигается, но и мыслит.

Читать еще:  Столбчатый фундамент из бетонных блоков своими руками для каркасного дома

10170 (Общая характеристика биологии в додарвиновский период)

Описание файла

Документ из архива «Общая характеристика биологии в додарвиновский период», который расположен в категории «рефераты». Всё это находится в предмете «биология» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «рефераты, доклады и презентации», в предмете «биология» в общих файлах.

Текст из документа «10170»

Реферат на тему:

Общая характеристика биологии в додарвиновский период”

Общая характеристика биологии в додарвиновский период

Развитие ботаники и зоологии. Господство в науке представлений о неизменности природы и «изначальной целесообразности». Труды К. Линнея по систематике. Зарождение эволюционных идей. Учение Ж.-Б. Ламарка об эволюции органического мира. Первые русские эволюционисты.

В этом разделе курса следует обратить внимание па то, что эволюционное учение появилось лишь с возникновением в философии материалистического мировоззрения. Господствовавшее до того идеалистическое мировоззрение провозглашало творцом всей природы Бога. А согласно материалистическому уче­нию первоначально возникла неживая, а затем живая природа и и ходе ее длительного развития появились высокоразвитые существа. Их никто не создавал, они — следствие эволюционных преобразований живой материи, вершиной которых стал человек. Рассматривая природу с идеалистических позиций, ученые считали ее раз и навсегда созданной Богом, неизменной, отвечающей цели своего существования, т. о. целесообразной. Такое направление в науке называется метафизическим. Из представителей данного направления следует отмстить К. Линнея (XVIII в.), наиболее прогрессивного ученого, работы которого — «Система природы» и «Философия ботаники» — не только сыграли огром­ную роль для своего времени, но и послужили фундаментом для новых исследований живой природы.

С накоплением научной информации меняются взгляды в философии — формируется материалистическое учение; в биологии появляются первые представления об эволюции, содержавшиеся уже в поздних работах К. Линнея, а затем эволюционное учение Ж.-Б. Ламарка .

Вклад в науку К. Линнея (1707-1778)

— Открыл около 1,5 тыс.видов растений.

— Описал около 10 тыс.видов растений и около 4,5 тыс.видов животных.

— Разработад короткие и четкие определения каждой группы организиов, что значительно облегчало их описание. Многие из этих диагнозов не устарели и в наши дни.

-Ввел удобную бинарную номенклатуру вместо употребляющихся ранее громоздских полиноминальных (т.е. состоящих из многих слоев) названий:эта номенклатура упоьребляется и в наше время.

-Разработал принципы построения классификаций живой природы, которая включала в себя всех известных в то время животных и все растения и была самой совершенной для своего времени.

-Впервые поместил человека в один отряд с обезьянами на основании морфологического сходства.

К. Линнеи считал вид реальной и элементарной единицей живой природы. Он уточнил само понятие вида, привлекая для его не только морфологический, но и физиологический критерий (скрещиваемость между представителями одного вида и нескрещинаемость их с представителями других видов.). Поскольку Линией был креационистом и метафизиком, то он считал, что виды не изменяются, и их существует столько, сколько разных форм было с самого начала создано Творцом. Однако к концу своей жизни Линней уже не был таким решительным сторонником неизменности видов.

В качестие оспоиы классификации Линней принял категорию вида. Сходные виды объединяют, ел в роды, роды — в отряды, отряды в классы, которые являлись кысшей категорией. Таким образом, в основу классификации был положен принцип иерархичности (т. е. еоподчипешшети) таксонов. С развитием науки в .чту систему был введен ряд категорий: семейство, подкласс и др., а высшим таксоном стал тип. Но принципы систематики, заложенные Линнеем, остались неизменными до наших дней. При классификации организмов ученый учитывал не весь комплекс признаков, а лишь небольшое их число. Поатому классификация Линнея, несмотря на то, что была научной, оказалась искусственной. Сам Лшшей осознавал искусственность своей системы природы и указывал на необходимость разработки естественной. Оп писал: «Искусственная система служит только до тех пор, пока не создана естественная».

Читать еще:  Укладка пароизоляции на балконе на пол

Все животные; подразделялись Линнеем на следующие шесть классов по признаку строения дыхательной и кровеносной систем: черви, насекомые, рыбы, гады, птицы, звери.

Все растения подразделялись на 24 класса: 23 класса явнобрачных (цветковых) и 1 класс тайнобрачных (юлосемешп.тх и споровых). Среди яшшбрачпых первые 12 классов выделялись только по числу тычинок, к 13-му относились растения, имевшие более двенадцати тычинок, а при отнесении (метений к 14 23 классам учитывалось еще и строение андроцея однобратственный, двубратственный, двусильный, четырех-пяти и т.д.) И приведенных примером видно, что согласно этой системе в один класс попадают растении, имеющие: мало общего между собой, а родстиенпые друг другу представители одного семейства злаковых (душистый колосок, рис и бамбук) оказались разбросанными но разным классам. Однако было бы несправедливо не отметить, чти при отнесении растений к 14-23 классам такой.) разнобоя уже не наблюдается. Это объясняется тем, что и этом случае учитывался уже и тип гинецея, который объективно отражает эволюционное родспю растений. Так, относящийся к 23-му классу растения семейств молочайные и сумаховые яштяются родственными. Они имеют мелкие невзрачные цветки, собранные н компактные соцветия, в которых встречаются как обоеполые, так и тычиночные и пестичные цветки (полигамные).

— Ввел термины «биология» (1802), «зоология беспозвоночных» (1794) и определил их содержание.

Заложил основы систематики беспозвоночных.

Проводил обширные исследования в области ботаники, зоологии, систематики, палеонтологии, гидрогеологии, минералогии, метеорологии, психологии.

Разработал основные принципы классификации растений и животных в виде родословного древа от простейших до человека.

Создал первую анолюционную теорию. Его главный научный труд — двухтомная «Философия зоологии» (1809) — наиболее крупное ‘теоретическое обобщение в биологии начала XIX в., в котором с материалистических позиций обосновывается идея постепенного развития во времени живой природы под действием естественных причин и разрабатываются основы естественной системы животных.

Эволюционная теория Ламарка может быть разделена на две части: учение о градации организмов и учение об изменчивости. Учение о градации органов. Ламарк считал, что все животные формы — растения и животные — являются подлинными произведениями природы, т.е. не существовали изначально, а возникли В определенное время. Первые организмы произошли (и происходят ныне) путем самозарождения из тел неорганической природы. Развитие природы началось и всегда начинается с образования иростешггих живых тел; его ход — от простого к сложному. Поэтому классификация оргаппзмон не может быть произвольной, она должна отражать действительный порядок природы, т. е. отображать процесс развития от низших форм к высшим. Этот процесс повышения организации носит ступенчатый характер, т.с. образует «лестницу существ». Последовательные ступени усложнения организации организмов Ламарк назвал градациями. Все многообразие животных Ламарк подразделил на 14 классов, которые распределил по 0 градациям. При выделении градаций пи учитывал анатомо-физиологические особенности основных систем организма (главным образом нервной и кровеносной). Ламарк считал также, что подобная ступенчатость имеет место и в растительном мире.

Ламарк предложил более совершенную, чем Линней, классификацию животных. Вместо двух линнеевских классов — черви и насекомые Ламарк предложил 10 самостоятельных классов, мложив, таким образом, осноны систематики беспозвоночных. И отличие от системы Линнея Ламарк разместил вес классы жи-интных в восходящем порядке.

Суть учения об изменчивости отражают два закона, сформулированные Ламарком.

I закон — «Постоянное употребление органа ведет к его усиленно­му развитию, а неупотребление к ослаблению и исчезновению».

II закон — «Под действием постоянных упражнений или неупражнений органы изменяются, и возникшие изменения наследуются».

Таким образом, главными факторами изменчивости Ламарк считал влияние внешней среды и упражнение или неупражнение органов. При этом изменения среды приводят, по Ламарку, к адекватным изменениям организма, которые затем наследуются. Причиной прогрессивных изменений Ламарк идеалистически считал врожденное внутреннее стремление организмов к совершенствованию.Изменчивость представлялась .Ламарку ничем не ограниченной, постоянно и непрерывно размывающей гр аницы вида. Поэтому он отрицал существования видов в природе.

Положения об эволюции органического мнра Ламарк распространил и на объяснение происхождении человека от высших «четвероруких обезьян». Ом рассматривал человека как чисть природы, покизал его анатомо-физиологическое сходство с животными и отметил, что развитие человека подчиняется тем же законам, что и развитие всех других живых существ.

Значение эволюционной теории Ламарка

Первая эволюционная теория об историческом раз-питии органического мира от простейших форм до человека.

Ламарк подробно проанализировал предпосылки эволюции (изменчивость, наследственность), главные направления эволюции (усложнение организации, т. е. градации классов и многообразие форм внутри класса вследствие изменчивости).

Теория показала: изменчивость организмов имеет естествен­ные причини.

Эта теория позволила разработать первую генеалогическуюклассификацию животных, т.е. классификацию, построенную на принципах родственности организмов, а не только их сходстиа. Однако эта теория не смогла дать материалистического объяснения причин эволюции. (Эту проблему решил Ч. Дарвин, разработав теорию естественного отбора.)

Первые русские эволюционисты

Ломоносов М. К. выдающийся русский ученый-энциклопедист, поэт, мыслитель, основоположник отечественного материалистического естествознания. Положил начало русской научно-техническом терминологии, обосновал положения о материальности мира и его развитии. Развивал исторический взгляд па природу, утверждал, что земная кора и ее слои — результат сложных естественных процессов), происходящих на протяжении длительного времени.

Радищев А. Н. — русский философ-демократ. Развивал материалистические идеи о единстве и развитии мира, взаимосвязи явлений природы, их причинной обусловленности. Вес предметы неорганической и живой природы он связывал в одно целое, рассматривал их в развитии и разместил в виде восходящего ряда — от минералов до растений, животных и человека. Считал мозг материальным органом мышления и старался решить проблему мышления. Близко подошел к понимании роли внешней среды в изменчивости организмов.

Читать еще:  Как сделать бур для бурения ям под столбы для фундамента?

Паллас II. С. (1741 — 1811) — высказал гипотезу о происхождении видов от общих родопачальных форм, выдвинул идею классификации организмов по типу ветвящегося древа, связывал ископаемые формы с ныне живущими.

Каверзнев А. А. (1748—?) — разрабатывал проблему развития животных («О перерождении животных», 1775). Па основании изучения домашних и диких животных сделал вывод, что организмы всегда связаны с особенностями земной поверхности. Обосновал положение об изменчивости животных под влиянием нищи, климатических факторов, одомашнивании, скрещивания. Многообразие, животного мира и его развитие пытался объяснить тем, что индивидуальные изменения, возникшие вследствие естественных причин, усиливаются от поколения к поколению и приводят к образованию новых форм животных.

Дядьковекий И. Е. (1784.-1841) — обосновал положение о мате­риальности мира, единстве природы и ее развитии, об изменчивости видов под влиянием условий их жизни.Двигубскшт И. А. (1771 — 1839) — развивал идеи о постепенной изменяемости земной поверхности и населяющих ее существ под влиянием естественных причин.

Таушер М. — на основании материалов, собранных во время экспедиций па юго-восток России, опубликовал работы о последовательности развития отдельных групп организмов и о непрерывном появлении новых организмов благодаря закономерно действующим силам природы. Па основе исторического метода и идеи (I поступательном прогрессивном развитии он пытался создать естественную классификацию организмов.

4. Методологические итоги изучения живой природы

Философы XV—XVII вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Спиноза) своими работами и выступлениями против схоластики стремились вернуть естествознание на путь познания истины че­рез непосредственное изучение природы. Их идеи о примате ма­терии и ее движении поставили естествоиспытателей перед необ­ходимостью поиска причин многообразия и сложности предме­тов и явлений природы. В этом отношении особенно внушитель­ным и далеко идущим был призыв: «Дайте мне материю и дви­жение и я построю мир» (Р. Декарт). Одновременно и успехи в разных областях естествознания имели значение для развития философии.

Большой материал по «инвентаризации» живой природы, накопленный в XV—XVII вв., безусловно, сыграл положительную роль в последующих открытиях. Однако они не могли появиться в рассматриваемый пе­риод из-за неполноты и недостаточности материала во всех направлениях изучения живой природы, хотя в области ана­томии и физиологии уже было подмечено сходство в строении и функции разных организмов.

В XV—XVII вв. возникают идеи, ставшие господствующими или предметом широких научных дискуссий. Сюда относятся идеи неизменности видов, появления организмов из готовых зачатков (преформизм), абсолютной гар­монии организма со средой (целесообразность органическая).

В естествознании господствовала «мысль о целесообразности уста­новленных в природе порядков» (Ф. Энгельс). Так, в работах вы­дающихся исследователей того периода, например, в «Священной космологии» Неэмии Грю, в «Библии природы» Яна Сваммердама эти мысли были основными. Уильям Гарвей даже работу кровеносной системы истолковывал таким же образом. Подобные идеи обобщил немецкий философ – идеалист Xристиан Вольф в следующем утверждении: «кошки созданы для съедания мышей, а мыши — для пожирания кошками, а вся природа, чтобы доказы­вать мудрость творца».

Эти взгляды в конечном итоге были призваны доказать непознаваемость природы. Для живых организмов это выразилось в допущении существования «жизненной силы» и бессмертной души — виталистические утверждения, своими корнями уходящие к античным мыслителям.

Тема лекции: Биологические знания в XVIII веке

1. Развитие систематики и попытка построения естественных систем

2. Достижения в области физиологии растений

3. Исследования в области зоологии

4. Исследования в области эмбриологии

5. Характеристика основных догм о живой природе в XVIII в. и их критика

В XVIII в. углубляются капиталистические про­изводственные отношения, происходит дальнейший рост промышленности и ослабление давления церкви на нау­ку. Начинается волна выступлений народных масс за свои права и рост общественного самосознания.

Развивающаяся промышленность испытывает все больше нуж­ды в сырье и предъявляет спрос на его качество. Для их удовлетво­рения продолжаются экспедиционные поиски сырьевых возможно­стей в новых регионах, организовываются крупные земледельче­ские хозяйства по производству шерсти, зерна, мяса и т.п. В этом была заинтересована прежде всего крупная буржуазия.

Подобные события благоприятно сказываются на развитии всех отраслей естествознания и приводят к дальнейшему углублению знаний о живой природе. Происходит накопление материала не только в таких областях, как систематика, морфология, анатомия и физиология, но и заметный прогресс исследований наблюдается в области эмбриологии, палеонтологии и биогеографии. В результате расширяются представления о многообразии живой природы. В се­лекции начинается эра применения методов отбора, которая привела к невиданным успехам в сорто- и породовыведении (Фран­ция и Англия).

Развитие культуры и просвещения благодаря деятельности выдающихся мыслителей (Ш. Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри и др.), составивших гордость эпохи, не замедлило сказаться на повышении интереса к науке, во­просам эволюции. Освобождение от духовного порабощения церковью привело к просвещению общества, которое осознало необходимость изучения законов разви­тия природы и общества. Отсюда естествознание получает покровительство обще­ства. Возникла своеобразная мода на изучение живой природы даже в светских кругах. В XVIII в. расширяется сеть университе­тов, естественных музеев и ботанических садов, что не замедлило сказаться на успехе биологии в разных странах Европы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector