Фундамент и материальную базу для перехода к информационному обществу составляют

Фундамент и материальную базу для перехода к информационному обществу составляют

Б ЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

информационного развития России

ИНФОРМАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ПУТЬ РОССИИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

Конец XX и начало XXI века ознаменовались очередным этапом научно-технической революции — внедрением во все сферы жизни информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и развитием глобальной компьютерной сети — Интернета. Они составляют фундамент и материальную базу для перехода к информационному обществу, к новой ступени в развитии совре­менной цивилизации.

Россия объективно втянута в этот процесс становления глобального информационного общества. Мы никаким образом не можем остаться в стороне. Толь­ко доступ к материальным и духовным благам информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое про­цветание и необходимые условия для свободного развития личности.

Становление информационного общества осуществляется через информационное развитие. Понятие «информационное развитие» рассматривается как аналог таких традиционных понятий, как «экономическое, социальное, политическое, технологическое» и др. Оно означает трансформацию всех общественных институтов и сфер человеческой деятельности под воздействием информационно-коммуникационных технологий, прогресс во всех сфе­рах разработки, производства и внедрения ИКТ, создание политических, экономических, правовых, социальных и научно-технических условий для формирования развитой информационной среды, адекватной задачам социально-экономического развития страны, подготовку граждан, общественных институтов, бизнеса и органов государственной власти всех уровней к жиз­ни в условиях информационного общества.

Информационная среда — это среда, в которой создается, хранится, обрабатывается и распространяется информация и осуществляются все формы информационного взаимодействия в обществе, обеспечивающие его существование и функционирование как единого социального организма.

Развитие информационной среды в каждой стране происходит неравномерно во времени и пространстве в зависимости от уровня ее развития. Поэтому целенаправленная трансформация информационной среды в сетевые структуры организации жизни общества и государства есть необходимое условие социального прогресса и успешного движения к информационному обществу.

В развитых странах и в большинстве развивающихся стран разработаны и реализуются стратегии или комплексные программы информационного развития как общества в целом, так и отдельных сфер деятельности.

Анализ таких стратегий и программ в странах Европейского Союза, Балтийского региона Европы, Японии, США, Индии, Бразилии, Мексики показывает, что их основной целью является достижение лидирующих позиций в экономике и асоциальном развитии. Отличительная их особенность состоит в том, что они рассматривают все используемые сетевые технологии: электронную коммерцию, электронное правительство, электронный бизнес и т. д. не как изолированные сферы деятельности, а как интегрированную и взаимозависимую совокупность этих технологий, которая составляет единый фундамент перехода к информационному обществу.

Во всех стратегиях отмечается ведущая роль государства в формировании национальной стратегии информационного развития, в консолидации всех слоев общества для решения сформулированных целей информационного развития, в координации партнерской деятельности государства, бизнеса, всех общественных институтов и граждан по реализации национальной стратегии.

Опыт стран, уже вступивших на путь постиндустриального развития, показывает, что в этих странах опережающими темпами происходит развитие экономики, основанной не только на непосредственном использовании интеллектуальных и информационных ресурсов, но и на использовании качественно новых свойств информационной среды для рационального использования таких традиционных ресурсов, как природные, человеческие, финансовые.

Вместе с тем мировой опыт показывает, что информационное развитие порождает целый комплекс негативных геополитических последствий. Прежде всего, это ускорение поляризации мира, увеличение разрыва между богатыми и бедными, технологически передовыми и отсталыми странами, что является главным источником нестабильности, сегодняшних и будущих конфликтов, в том числе глобального характера.

Для России с ее огромной территорией и низким уровнем развития информационно-коммуникационной инфраструктуры в отдаленных регионах характерно информационное неравенство центра и регионов. Его преодоление является важнейшим условием укрепления политического и экономического единства страны, ускоренного экономического и соци­ального развития и надежного обеспечения безопасности.

Территория России — это естественный мост между Европой и Азиатско-тихоокеанским регионом (АТР). Создание современной информационно-коммуникационной инфраструктуры на всей территории нашей страны и, в первую очередь, в Сибири и на Дальнем Востоке позволит повернуть основные потоки экономического и культурного обмена между АТР и Европой через российскую территорию, привлечь российские и зарубежные капиталы для быстрого развития экономики этих регионов.

Базовые, конечные цели информационного развития России состоят в следующем:

— укрепление федеративного государства на основе единого информационного пространства страны, углубление процессов информационной и экономической интеграции регионов;

— создание современных сетевых структур государственного, регионального и муниципального управления и построение на их базе новых эффективных механизмов взаимодействия власти с институтами гражданского общества, бизнесом и населением;

— становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций, ведущей роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства, в социальной и культурной сферах;

— повышение качества образования, уровня научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях;

— повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда, а также достижение высокого уровня минимальной социальной обеспеченности;

— создание эффективной системы обеспечения прав граждан и общественных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития;

— обеспечение высокого уровня национальной безопасности за счет предотвращения террористических и криминальных угроз в информационной сфере.

ПРЕДПОСЫЛКИ ИНФОРМАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ.

ПРОБЛЕМЫ И ПРЕПЯТСТВИЯ

За последние годы в стране созданы серьезные предпосылки для фор­мирования основ информационного общества:

— сформировался и быстро развивается отечественный рынок инфор­мационных и коммуникационных технологий, продуктов и услуг;

— сформировано сообщество компаний и фирм, ведущих профессиональ­ную деятельность на рынке И КГ и обслуживающих все сегменты этого рынка;

— российскими компаниями накоплен определенный опыт реального производства товаров и услуг, использующих современные ИКТ;

— создан базис для законодательного и нормативного обеспечения развития ИКТ;

— в значительной степени компьютеризированы многие отрасли хозяйства, в частности банковская сфера и сфера государственного управления;

— в общественном мнении складывается понимание актуальности задачи использования ИКТ в реальном бизнесе, в политике и управлении, в здравоохранении и культуре, в науке и образовании и т.д.

Информационное развитие России идет быстрыми темпами. Объем отечественного рынка ИКТ растет ежегодно более чем на 16 процентов и в 2003 году составил более 130 миллиардов рублей. Ежегодный прирост компьютерного парка составляет не менее 20 процентов. Положительная динамика характерна для всего ИКТ-сектора. Уверенно растет реальный объем информационно-ком­муникационных услуг населению. Идет активное внедрение ИКТ в такие соци­ально важные сферы деятельности, как образование, государственное и кор­поративное управление, экономика и другие области общественной жизни. «

Принципиальное значение для развития ИКТ-сектора имеет новый За­кон «О связи». Он направлен на существенное повышение инвестиционной привлекательности отрасли связи и информатизации, обеспечение ускорен­ного развития современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, улучшение предпринимательского климата на рынке информационных и телекоммуникационных услуг.

Тем не менее в информационном развитии страны имеются существен­ные недостатки.

Главные из них следующие:

— малая эффективность координации и экспертизы государственных программ и проектов информатизации, создаваемых за счет государственного бюджета;

— практическое отсутствие системы мониторинга процессов информатизации и невозможность проведения полноценного статистического наблю­дения за развитием и использованием ИКТ.

В России в последние годы активно формируется государственная информационная политика, включая такие ее инструменты, как нормативно-правовая база, государственные программы развития и использования ИКТ, подготовка и переподготовка квалифицированных специалистов в области ИКТ, компьютерное обучение населения.

Вместе с тем, нормативная база «информационного законодательства» Российской федерации отличается крайней фрагментарностью, наличием пробелов и устарелостью большинства относящихся к ней нормативных актов. Специальные нормативные акты федерального уровня в большинстве своём относятся к середине 90-х годов прошлого века, и их необходимая актуализация затягивается. Возможности ведения бизнеса в электронной форме в стране резко ограничены вследствие отсутствия каких-либо нормативных гарантий признания совершенных сделок легально заключенными.

Высокий уровень образования населения России создает благоприятные предпосылки для информационного развития. Доля лиц с высшим и незаконченным высшим образованием в экономически активном населении составляет 20 процентов. Вместе с тем, система образования и подготовки кадров в России не отличается достаточной гибкостью и не в полной мере отвечает сегодняшним экономическим и социальным реалиям.

На Женевском Всемирном саммите 2003 года были подведены итоги мирового информационного развития за последние годы.

Россия занимает 63-е место (из 102) в рейтинговой таблице, характеризующей готовность ее экономики к использованию информационных и ком­муникационных технологий. Россия получила высокие оценки за качество научно-исследовательских институтов (25-е место), качество математического и научного образования (18), возможности для телефонного доступа в Интернет с учетом ВВП на душу населения (14).

По уровню индивидуальной готовности граждан России к использованию высоких технологий страна находится на 31-м месте, по уровню готовности бизнеса — на 43-м, а по уровню готовности правительства — на 89-м.

Руководство страны считает опережающее информационное раз­витие России важнейшей стратегической задачей. Общий вектор и цели информационного развития для России, являющейся органической частью глобального информационного сообщества, в принципе такие же, как и для других стран, втянутых в орбиту движения к информационному обществу. Однако специфические особенности нашей страны, связанные с ее географическим положением, сложившейся структурой размещения производства и расселения населения, огромной не охваченной коммуникациями территорией, экономическим и информационным неравенством регионов, требуют их тщательного учета при выборе путей, способов и механизмов реализации стратегии информационного развития.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

И МЕХАНИЗМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Сформулированные выше стратегические цели и трезвая оценка сложившихся предпосылок движения страны к информационному обществу позволяют выделить следующие приоритетные направления информационно­го развития, которые в ближайшей перспективе могут быть обеспечены ре­сурсами общества и государства.

Читать еще:  Фундамент для дома из бруса 8 на 8 своими руками

Направление 1.

Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры

Материальной основой и технологической базой информационного развития является информационно-коммуникационная инфраструктура (ИКИ), что определяет высший приоритет данного направления. ИКИ представляет собой совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационно-вычислительных систем, телекоммуникационных сетей (каналов передачи данных, средств коммутации и управления информационными потоками), информационных ресурсов, хранящихся, обрабатываемых и передаваемых в электронной форме, а также органи­зационных структур, правовых и нормативных механизмов, обеспечивающих ее эффективное функционирование.

Развитие ИКИ предусматривает:

— модернизацию и развитие существующей технологической базы национальных и корпоративных информационных и телекоммуникационных сетей и систем;

— совершенствование и развитие системы национальных информацион­ных ресурсов и технологий доступа к ним;

— наличие российского сегмента Интернета;

— деятельность центров обработки информации различного назначения. Эта модернизация должна проводиться при государственной поддержке фундаментальной и отраслевой науки и эффективной координации ее деятельности.

Для модернизации и развития ИКИ необходимы:

— создание привлекательных условий для отечественного бизнеса, в частности, введение специальных налоговых льгот, в том числе долговременных, для отечественных промышленных предприятий с различной формой собственности, активно участвующих в процессах модернизации и раз­вития ИКИ;

— создание благоприятных условий для иностранных инвесторов, что предполагает правительственные гарантии на сохранение и вывоз части прибыли, отсутствие двойного налогообложения, рациональную политику регулирования таможенных пошлин на ввоз оборудования и комплектующих для зарубежных фирм;

Информационный Казахстан 2020

Меню раздела

Современное развитие человеческой цивилизации характеризуется очередным этапом внедрения ИКТ во все сферы жизни, которые меняют уклад жизни людей и составляют фундамент и материальную базу для перехода к информационному обществу, обществу с высоким социально-экономическим, политическим и культурным развитием.

В мире повсеместно наблюдаются такие тенденции, как:

1) трансформация всех общественных институтов и сфер человеческой деятельности под воздействием ИКТ;

2) прогресс во всех сферах разработки, производства и внедрения современных технологий;

3) стремление к формированию развитой информационной среды, адекватной задачам социально-экономического развития страны;

4) обеспечение равноправного гарантированного доступа населения к информационным ресурсам;

5) подготовка граждан, общественных институтов, бизнеса и органов государственной власти всех уровней к жизни в условиях информационного общества.

В большинстве передовых стран мира, таких, как, например, Канада, Корея, Сингапур, США, разработаны и реализуются стратегии или комплексные программы информационного развития как общества в целом, так и отдельных сфер деятельности.

В нашей стране основной акцент был сделан только на одной из составляющих информационного общества — на формировании и развитии «электронного правительства», о чем свидетельствуют высокие международные рейтинги. Однако задача формирования информационного общества, безусловно, шире, чем развитие только «электронного правительства» и отрасли телекоммуникаций.

Поэтому для создания всех необходимых условий, которые будут способствовать переходу к информационному обществу, и во исполнение поручения Главы государства, данного в статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» от 10 июля 2012 года, 8 января 2013 года была утверждена Государственная программа «Информационный Казахстан — 2020» (далее — Программа).

При разработке Программы учтены основные положения Окинавской хартии глобального информационного общества (г. Окинава, Япония, 2000 год), Декларации принципов построения информационного общества (г. Женева, Швейцария, 2003 год), Плана действий Тунисского обязательства (г. Тунис, Тунисская Республика, 2005 год), других международных документов, а также Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденного Указом Президента от 1 февраля 2010 года № 922.

Опираясь на международный опыт построения информационного общества и положения вышеперечисленных документов, Программой определены четыре ключевых направлений:

1) Обеспечение эффективности системы государственного управления;

2) Обеспечение доступности информационно-коммуникационной инфраструктуры;

3) Создание информационной среды для социально-экономического и культурного развития общества;

4) Развитие отечественного информационного пространства.

В рамках данных направлений посредством повсеместного внедрения ИКТ будут решены задачи по совершенствованию государственного управления, созданию «открытого» и «мобильного правительства», развитию доступности информационной инфраструктуры. Учитывая, что развитие информационного общества должно сопровождаться развитием людских ресурсов, Программой предусмотрены условия для создания возможностей гражданам освоить и получить навыки работы с информационными технологиями посредством электронного образования, получать услуги доступного электронного здравоохранения. Также, в целях построения более открытой, доступной и конкурентоспособной экономики нашей страны Программой предусматривается максимальное внедрение интеллектуальных систем в основополагающие отрасли экономики.

В совокупности все предпринятые меры по развитию ИКТ должны следовать принципам обеспечения условий устойчивого развития. В 2014 году Организацией Объединенных Наций были предложены 17 целей устойчивого развития на период с 2015 по 2030 годы, которые сменят Цели развития тысячелетия, принятые мировыми лидерами в 2000 году. В частности, Программой предусмотрена реализация одной из целей устойчивого развития по построению устойчивой инфраструктуры, содействию всесторонней и устойчивой индустриализации и стимулированию инноваций.

Эффективность политики перехода к информационному обществу зависит от консолидации усилий бизнеса и государства по широкому применению ИКТ во всех отраслях экономики и социальной сфере.

Информационное общество в России и в мире

Созданная теоретиками картина информационного общества XX в. постепенно приобретает зримые очертания в реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.

Уже опубликован ряд фактических материалов, свидетельствующих, что это не утопия, а неизбежная реальность недалекого будущего.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы.В этих странахуже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций.

В России переход от общества «производителей» к «сервисному обществу» еще далеко не завершен. Госкомстат еще в 2003 году отчитался о том, что доля сектора услуг в российской экономике превысила 50%. Однако, по данным независимых аналитиков главным источником национального дохода по-прежнему является экспорт сырья. Доля же науки, управления, медицины и образования, ключевых отраслей сферы услуг постиндустриального общества, остается крайне незначительной. По данным аналитического агентства CNews Analytics с 2000 по 2005 гг. доля ИТ-услуг в ВВП выросла более чем в 3 раза, однако на сегодняшний день в абсолютном выражении составляют всего лишь около 0,2% ВВП, притом что одним из главных потребителей ИТ-услуг являются нефтегазовые отрасли.

Анализ современной ситуации в России показывает, что наша страна находится только на стадии формирования экономического базиса постиндустриального общества и, в зависимости от общемировой конъюнктуры и политики правительства, этот этап может продлиться не одно десятилетие. Слишком особенная страна – Россия. Слишком сложен переход от сырьевой экономики к высокотехнологичному производству, слишком сильны социальные, экономические и политические силы, тормозящие развитие Третьей волны. И тем не менее переход России к информационному обществу неизбежен – это просто вопрос национального выживания. Положительные изменения видны невооруженным глазом и с каждым годом убыстряют темп. Даже не смотря на трудности переходного периода в России уже заметны черты наступающей информационной цивилизации и сетевого общества.

Одной из главных проблем, стоящих перед Россией на пути к новому типу цивилизации является ее географическая специфика. Развитие ИКТ в нашей стране трудно регулируется рыночными механизмами. Огромные территории требуют вложения колоссальных средств в развитие инфраструктуры, а низкий уровень дохода населения не способствует развитию информационных сервисов и быстрой окупаемости вложений. С нашей точки зрения на современном этапе только государственное вмешательство способно кардинально изменить ситуацию и создать в России условия для развития информационного общества.

В то же время нельзя забывать, что информатизация страны и развитие информационных сервисов не означает перехода к информационализации. Сейчас в России действует несколько безусловно важных и прогрессивных программ: ФЦП «Электронная Россия», всероссийская программа развития новых информационных технологий «Цифровой город», ГАС (государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами) и другие. Однако, наличие компьютерной техники, выхода в Интернет, электронных представительств власти и госструктур в сети – это обязательное, но недостаточное условие информационного общества.

С информатизацией государства тесно связана проблема цифрового разрыва. То, что в России регионы просто чудовищно отстают от мегаполисов в развитии ИКТ известно. Но надо также понимать, что цифровой разрыв представляет собой не только гуманистическую проблему неравномерного доступа людей к информационным благам. Проблема гораздо глубже, так как цифровой разрыв, особенно в рамках отдельного государства – это разрыв между целыми слоями общества в культурном, экономическом, политическом и других аспектах. Невозможно построить информационное общество, пока значительная масса людей ограничена в доступе к ИКТ.

Новое общество в информационную эпоху может столкнуться (и уже сталкивается) с новыми проблемами и опасностями, против которых нет «исторического иммунитета». Опасности цифровой тирании и ограничения приватности, манипулирования общественным сознанием, информационные преступления (кражи, вымогательства, диверсии и т.д.). Активная эмиграция и иммиграция, рост национальных и социальных движений, рост сепаратизма, надвигающиеся экономические кризисы в западных странах – эти и многие другие явления являются закономерными этапами на пути Третьей волны. Нет никаких гарантий, что наступление третьей волны будет безболезненным. Скорее всего, оно будет встречать ожесточенное сопротивление как людей старого поколения, так и разнообразных экономических, политических и криминальных структур. В этих условиях цифровой разрыв в России чреват жестокими социально-экономическими потрясениями, способными спровоцировать как сепаратизм регионов, так и формирование своеобразной «цифровой» тирании.

Во многих концепциях и теориях информационного общества говорится о том, что одним из важнейших условий перехода к этому этапу развития цивилизации является переход от самовозрастания капитала к самовозрастанию информации и, как следствие, замена права собственности правом пользования. Однако в настоящее время в западных странах все отчетливее становятся проблемы, связанные со специфичностью прав собственности на информацию. Многие исследователи отмечают, что современные представления о цифровых правах и копирайте на информацию все больше противоречат складывающимся в информационном обществе социально-экономическим отношениям. Высказывается даже мнение, что в информационную эпоху информация вообще должна быть максимально освобождена от копирайта, т.к. соблюдение прав собственности на информацию, благодаря мощному развитию информационно-коммуникационных технологий, просто не возможно и часто абсурдно.

Читать еще:  При строительстве дома фирма использует один из типов фундамента 3

С нашей точки зрения, оптимальный путь развития современной России – не пытаться копировать уже устаревшие экономические, политические и социальные формы организации общества западных стран, а используя имеющиеся ресурсы способствовать развитию информационного общества.

Важным аспектом развития в России информационного общества является осознание нашим правительством разницы между информатизацией и информационализацией. Информационное общество – это не просто компьютер с Интернетом в каждом доме и ноутбук у каждого школьника, это новый тип экономических, политических и социальных отношений. Вообще, возможно называть нарождающийся тип цивилизации информационным обществом не совсем корректно. Конечно, роль информации очень значительна, но отнюдь не менее важны и другие аспекты: переход на возобновляемые источники энергии, развитие новых методов производства, новые принципы обучения, новые школы и новые формы бизнеса, отказ от стандартизации, синхронизации и централизации, от концентрации денег, энергии и сил в пользу сетевых форм взаимодействия.

Пути ускоренного построения информационного общества в России

Сегодня перед Россией остро стоит, действительно, такая проблема — ускорения построения информационного общества. Мы существенно отстаем в этом деле от многих передовых стран. И это очень жаль и вызывает серьезную озабоченность и тревогу.

Ведь в развитых странах ускоренными темпами внедряются новейшие спутниковые коммуникационные информационные технологии, создаются глобальные информационные сети, целые системы.

Впервые сейчас перед человечеством открываются захватывающие дух реальные технические и экономические возможности для связи буквально каждого с каждым, объединения информационных ресурсов всей земной цивилизации и обеспечения доступа к этим богатствам любого человека на земле.

Процессы эти сопровождаются глубочайшими качественными переменами в жизни всего человеческого общества: это и совершенствование в сфере государственного управления, и новые возможности для оптимального использования местных природных условий и ресурсов, и повышение эффективности производства, и развитие сложных услуг и образования, а также защита окружающей среды (последнее особенно важно для перехода к устойчивому развитию и мирового сообщества).

Наконец, что информационное общество — это благоприятная среда для развития “среднего класса”, являющегося основным социальным слоем во всех развитых странах.

Как показали исследования ученых [89], традиционными сферами деятельности этого класса являются: научные исследования, образование, культура, высокотехнологичные и наукоемкие производства, удельный вес всех их будет стремительно нарастать и дальше в процессе формирования информационного общества, в этом нельзя не согласиться с авторами [89]. В силу этого для ускорения ИО в России требуется интенсивная инновационная деятельность в развитии вышеуказанных проблем.

Главный отличительный признак информационного общества, как уже было сказано — это свобода доступа к информации и свобода ее распространения. Сегодня реальностью становится развертывание массовой системы качественного обучения на дальних расстояниях, практически не ограниченного возрастными рамками, системы постоянного повышения квалификации.

Обучение с использованием инновационных информационных технологий существенно расширяет кругозор учащихся и их контакты, позволяет учесть их индивидуальные особенности, создает условия для усвоения ими самых современных знаний и навыков, что является приоритетным направлением ускорения построения ОИ в России.

Информационные технологии значительно повышают уровень системы здравоохранения. ИКТ-технологии делают широкодоступной профилактическую информацию, являются базой для получения любым пациентом — где бы он ни был — качественных врачебных консультаций. Они превращают в реальность теледиагностику, опирающуюся на национальные и мировые информационные ресурсы, и телеконсилиумы с участием лучших мировых специалистов. Они предоставляют в распоряжение лечебных учреждений самое современное и дорогостоящее оборудование.

В настоящее время без информационных и коммуникационных технологий невозможно наладить эффективное взаимодействие между многочисленными властными структурами, надлежащим образом повысить скорость выработки и принятия решений и снизить при этом вероятность управленческих ошибок. Словом, вне информационного общества невозможно обеспечить требуемое сегодня качественное улучшение государственного и хозяйственно-экономического управления.

Значимость происходящих сегодня перемен в сфере информатики и телекоммуникаций хорошо осознается в ведущих странах мира. США, государства Европы, Япония и другие державы осуществляют стратегические вложения в развитие информационных и телекоммуникационных технологий, информационной инфраструктуры, в наращивание информационных ресурсов, в изучение экономических и социальных особенностей информационного общества. Ряд стран Европы Америки и Азии уже располагают конкретными программами формирования информационного общества, причем не только на общенациональном, но и на региональном и местном уровнях.

Самое серьезное значение этим проблемам придается в странах “большой восьмерки”, к которой присоединилась теперь и Россия. Тем не менее по скорости вхождения в информационное общество Россия серьезно уступает многим развитым странам. Так, по прогнозам в США и Японии окончательное построение информационного общества намечено осуществить в 2020 г., в ведущих странах Западной Европы — в 2030г., а в России, увы, гораздо позже.

Нам необходимо энергично догонять всех ушедших вперед в этих процессах. Огромную роль в успешном и ускоренном развитии информационного общества России уже сыграла реализация Федеральной целевой программы (ФЦП) — “Электронная Россия”. Она действовали в 2002-2010гг. и явилась своеобразным катализатором таких важных протекающих сейчас в стране процессов.

В ФЦП “Электронная Россия” приняли участие более 30 субъектов РФ. Глобальной информационной сетью уже пользуются более 15% от всего населения страны.

Последние годы интенсивно расширяется национальная сеть связи, использующая спутниковые каналы. Успешно осуществляется телефонизация страны, и стремительно растет рынок средств мобильной связи. В прямом и переносном смысле Россия подсоединена к остальному миру кабельными и спутниковыми каналами связи, активно сегодня используемыми у нас сотнями тысяч сотовых и простых телефонов, факсов, компьютеров и т. д.

В значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, системы обороны и безопасности, банковская сфера и сфера государственного управления.

Особая роль в стране с такой громадной территорией, как Россия, отводится новым технологиям дистанционного обучения.

Ярким примером здесь может выступать Современная гуманитарная академия (СГА), разработавшая телекоммуникационную дидактическую систему “Платон” на основе малых спутниковых терминалов, которые внедрены в 150 городах России. С помощью данной системы обучаются в самых отдаленных местах нашей страны. Это и есть начальная ступень будущего информационного общества.

Значительный вклад в реализацию проблем дистанционного обучения вносят также вузы МЭСИ, МАИ, МАТИ, СГА и др.

И все-таки масса вопросов по ускорению вхождения России в информационное общество все еще не решена. Для продвижения вперед требуется обобщение зарубежного опыта и четкие обоснованные проектные решения. В частности, в России очень важно сейчас:

  • • чтобы власть и нация осознали, каким важнейшим, сколь необходимо для дальнейшего существования и развития российского государства и общества при решении различных задач и информационных проблем всегда располагать необходимым набором соответствующей полной и всеобъемлющей информации;
  • • высокоэффективно и практически овладеть богатыми возможностями развитой мировой информационно — коммуникационной инфраструктуры и новейшими информационными технологиями;
  • • прививать населению и обществу вкус к работе с информацией и, следовательно, к всемерному развитию сферы информационных и телекоммуникационных услуг;
  • • добиваться “прозрачной” государственной информационной политики в качестве главной предпосылки демократического развития страны и построения правового государства;
  • • непременно соблюдать высокие требования национальной информационной безопасности.

Необходимо также шире и эффективней работать над реализацией программы сотрудничества России с Европейским информационным сообществом. В этой связи следует: во-первых, реализовать инициативы по ускоренному построению инфраструктуры и нормативной базы информационного общества у нас и, во-вторых, содействовать дальнейшему развитию информационных промышленного и коммерческого секторов сообщества на основе совместных инициатив с нашими европейскими коллегами.

В качестве возможных областей сотрудничества, как неоднократно отмечалось, можно назвать:

  • • содействие участию России в программе научных исследований и разработок Комиссии Европейских сообществ “Технология информационного общества”;
  • • мультимедиа услуги;
  • • решение лингвистических проблем глобального информационного общества;
  • • электронную торговлю;
  • • мировой рынок для малых и средних предприятий;
  • • развитие работ по широкому участию Российской Федерации в создании трансъевропейской сети телекоммуникаций;
  • • совершенствование управления и реструктуризацию предприятий с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Сегодня важно всем понимать, что построение информационного общества в России — это важнейшее условие политического и социально-экономического развития страны и сохранения ею по-прежнему статуса мировой державы. Решение этой масштабной задачи требует перехода к широкой информационной политике, к созданию четкой программы ускоренного перехода России к информационному обществу с учетом особенностей российского пути.

В то же время необходимо при разработке российской программы “Информатизация” иметь в виду тот факт, что информационная революция несет с собой и определенную опасность, поскольку глобализация производства и мобильность всемирных корпораций может также негативно повлиять на охрану окружающей среды, а также затронуть в определенной мере права человека на труд и социальную защиту.

Развитие информационных технологий пока еще не позволяет утверждать, что решена проблема по соблюдению равенства граждан, регионов и стран в самых разных отношениях. Они (технологии) так и не достаточно проникли дальше индивидуального уровня, еще нет широкого доступа для сообществ к информационным мировым ресурсам и услугам.

За последние годы мы наблюдаем, также, что информатизация принесла с собой даже новые формы культурной агрессии со стороны ряда развитых стран по отношению к менее развитым. Возникла, в том числе, угроза утраты некоторыми обществами своей культурной и национальной самобытности.

И, тем не менее, эффективные методы противодействия этим и другим угрозам информационного века, как и в случае защиты национальных ценностей, находятся не в области ухода от глобального информационного пространства, а в сфере собственного полноценного и гибкого участия в формировании и развитии этого пространства. Необходимо соответствующим образом и своевременно реагировать на изменения, происходящие в мире, учитывая при этом требования эпохи. Следует помнить, что построение информационного общества меняет традиционные представления о могуществе государств и наций.

Разрушив отделявший нас от остального мира железный занавес, Россия влилась в мировое сообщество как полноправный и активный партнер. В стране развивается рыночная экономика, крепнет новый государственный строй, основанный на выборности власти и ее ответственности перед народом, сегодня уже можно с уверенностью сказать, что самый тяжелый период реформ мы прошли.

Если мы не сумеем органично войти в глобальное информационное общество, у нас будут трудности с функционированием в качестве мировой державы.

Необходимо отметить, что в связи с ростом информационного потенциала, и особенно электронно-образовательных ресурсов, при развитии ИО как общества знаний возникает необходимость в корректировке ранее разработанной программы развития ИО в России.

Читать еще:  Надо ли подошву ленты траншеи под фундамент выравнивать по нивелиру

В частности, необходимо, по нашему мнению, более конкретно учесть создание программы формирования единого информационного пространства России, а затем и комплексной многоуровневой программы развития в России информационного общества.

Концепция единого информационного пространства России полностью одобрена Президентом РФ. Мы считаем, что становление информационного общества является национальным приоритетом. Ввиду масштабности и значимости программы развития информационного общества в России у нее должен быть особый президентский статус. Она обязательно должна отражать не только технологические, но и экономические, социальные, юридические, политические, культурные и международного характера изменения человеческой цивилизации XXI в. В программе необходимо обозначить главные направления развития информационного общества в России и пути его вхождения в глобальное информационное общество. Ускоренному выполнению программы будет содействовать наше понимание того, что развитие информационного общества в России это путь к решению многих и многих других острых проблем.

Развитие информационного общества в нашей огромной стране означает исчезновение “провинциальности” в отношениях между центром и регионами, сделает устаревшим понятие “отдаленные районы”, обеспечив эффективное взаимодействие федеральных и региональных органов власти, гарантирует права граждан, как бы далеко от Москвы они ни жили.

Развитие информационного общества выдвигает необходимость обеспечения приоритетного развития производства передовых информационных и телекоммуникационных технологий и максимально быстрого овладения ими, а также ускоренного формирования и охвата всей России открытыми информационными системами.

Конкретное решение задач, необходимых для становления информационного общества, требует серьезных усилий специалистов и ученых разных профилей, широкого участия представителя не только государственного сектора науки, но и ученых общественного сектора, которых государственные отрасли пока еще слабо привлекают. А жаль. Ведь многие из них являются настоящими профессионалами в проблемах развития современных информационных коммуникационных технологий.

Нужда в ускорении вхождения в информационное общество России, хотя бы лет на 15—20, т. е. к 2030—2035 гг. является одной из важнейших задач сегодня. Хорошо, что в настоящее время на практике продолжают осуществляться работы по дальнейшему созданию информационного общества в России. Реализуются, в частности, ряд задач из Государственной концепции (см. рис. 2).

Рис 2. Задачи Государственной концепции информационной политики по созданию информационного общества в России

Информационное общество

Автор: Андрей Нестеров ✔ 07.08.2017

Нестеров А.К. Информационное общество // Энциклопедия Нестеровых

Формирование и развитие информационного общества имеет глобальный характер, при этом основные признаки и черты информационного общества формировались в первое десятилетие XXI века. В значительной степени данный процесс способствует появлению новых экономических стимулов, точек роста, развитию общественного устройства, интенсификации межкультурного взаимодействия.

Понятие информационного общества

Логично, что фундаментом информационного общества выступает информация. В концептуальном плане информация выступает уже самостоятельной ценностью, во многих случаях она может быть оценена, приобретена, что ставит ее на один уровень с материальными ценностями и энергией. В ряде случаев информация становится одним из ресурсов функционирования предприятий, организаций, фактором прогресса.

Основным фактором для создания комплексных условий развития информационного общества стало появление сети Интернет, что позволило формировать единую мировую информационно-коммуникационную среду и общее киберпространство.

Информационное общество – это фаза развития человеческой цивилизации, в которой резко повышается ценность, роль и значение информации и знаний.

Концепция информационного общества представляет его как особой природы надстройку над современным общественным устройством, когда информация, знания и информационные технологии интенсивно проникают и внедряются во все сферы общества.

Современное информационное общество

Современное информационное общество обладает следующими чертами:

  1. Повышение роли информации и знаний в жизни общества.
  2. Интенсивное развитие информационных технологий и коммуникаций.
  3. Увеличение доли продукции сектора информационных технологий в структуре ВВП.
  4. Существование мирового информационного пространства.
  5. Эффективное информационное взаимодействие людей и социальных групп.
  6. Улучшение доступа к информации.
  7. Существование многообразия информационных продуктов и услуг.

Современное информационное общество характеризуется следующими аспектами.

Во-первых, продолжается усиливаться роль информации и знаний в жизни общества, при этом информационная насыщенность хозяйственной, экономической, финансовой, управленческой, коммерческой, производственной сфер деятельности также существенно возрастает. Для многих сфер деятельности информация и знания становятся важнейшим ресурсом социально-экономического развития. Аналогично, новые точки экономического роста связаны исключительно с информацией, знаниями, их реализацией и внедрением в традиционные сферы.

Во-вторых, индустрия информационных технологий формирует особый сектор экономики, который является одним из наиболее динамичных и быстроразвивающихся.

В-третьих, информация, информационные услуги, отдельные знания являются предметом потребления, они могут быть приобретены, проданы, переданы во временное пользование. При этом в ряде случаев уже возникли устойчивые рыночные структуры, например, информационно-коммуникационные технологии, телекоммуникации и сектор обслуживания данных рынков.

В-четвертых, модели социальной, экономической, управленческой, финансовой, производственной организации частично трансформируются, становятся шире, повышают свою гибкость благодаря использованию информационных технологий.

Основная тенденция – роль информации последовательно растет, поиск новых знаний интенсифицируется. Информация и знания выступают важным фактором производства и экономического роста. Экономический успех все больше обуславливается наличием информации, использованием инноваций и непрерывного развития.

Развитие информационного общества

В развитии информационного общества можно выделить 3 этапа:

  1. 1950-1980 гг. – Возникновение тесной связи науки, технических разработок и производства. Резкий рост динамики производства, формирование предпосылок появления современных наукоемких технологий.
  2. 1980-2000 гг. – Глобализация социально-экономических отношений, интенсификация международных связей и усложнение мирохозяйственных процессов. Сокращение числа сугубо локальных социально-экономических событий и процессов.
  3. 2000-2020 гг. – Значительное усложнение всех сфер деятельности человечества, формирование сложной мировой хозяйственной системы. Одновременное усиление интеграционных процессов в экономической сфере, стремлений отдельных государств сохранить свой экономический, политический и культурный суверенитет. Появление новых интеграционных союзов: БРИКС, ЕАЭС, ШОС.

Современное и дальнейшее развитие информационного общества связано с созданием и внедрением новых информационных и коммуникативных технологий во все сферы человеческой деятельности. Все это потребует серьезной и глубокой перестройки современного общества.

Основные направления развития информационного общества:

  • Электронная коммерция
  • Телемедицина
  • Дистанционное образование
  • Роботизация
  • Цифровая экономика
  • Электронные услуги
  • Дистанционное получение государственных услуг

Развитие информационного общества на его современном уровне определяется повышение требований к адаптации к резко возросшим темпам изменений в экономике, производстве, технологиях и т.д. Следствием этого является одновременное усиление интеграционных тенденций на локальном, национальном и международном уровне, при этом нарастают тенденции к суверенитету, самообеспечению на тех же уровнях.

Развитие информационного общества – это совокупность процессов, затрагивающих изменение государственного устройства, общества, экономической системы, технологий, производства и жизни отдельных людей в контексте повышения роли информации и знаний.

Развитие информационного общества, обладая существенным потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого отдельного человека, расширяет возможности для частных лиц, предпринимателей, формирует предпосылки для дальнейшего повышения эффективности производства, экономии ресурсов и ориентирует на инновационный тип развития. С этим сопряжена и возможность доступа к информационным ресурсам человеческой цивилизации буквально каждому человеку, а также возможность коммуникации между весьма удаленными точками нашей планеты.

Информационное общество в Российской Федерации

Основные сферы, в которых происходит наиболее явное развитие информационного общества в Российской Федерации:

  1. Дистанционное получение государственных услуг. Сюда относятся большинство государственных услуг, которые можно получить через сайт https://www.gosuslugi.ru
  2. Дистанционное обучение. В том числе через вебинары, видеолекции, трансляции, лекции. Во многих вузах внедрена система дистанционной загрузки выполненных работ, дистанционное прохождение контрольных срезов знаний, дистанционный учет успеваемости. Частично дистанционное обучение реализуется в школах.
  3. Финансы и банки. Интернет-банки, клиент-банки имеют все банки.
  4. Общественное взаимодействие. Наиболее значимым примером является распространение электронной подписи как для юридических, так и для физических лиц.
  5. Телемедицина. Электронная запись в поликлинику, видеоконференции врачей-специалистов и т.д.
  6. Удаленная работа через Интернет.
  7. Налоговое администрирование.
  8. Взаимодействие с органами исполнительной власти. Онлайн-прием обращений граждан.
  9. Транспортные перевозки. Электронные билеты на самолет, поезд. Сервисы такси (тут можно уже забыть про «По городу недорого. » как страшный сон).
  10. И многие другие сферы.

Дальнейшее развитие информационного общества в Российской Федерации связано с построением цифровой экономики и роботизацией. В свою очередь это предъявляет следующие требования к обществу:

  • Повышение требований к профессиональной квалификации.
  • Повышение требований к уровню образования.
  • Изменение образовательной структуры общества.
  • Изменение характера труда.

На данный момент уже наблюдается превалирование интеллектуального, квалифицированного труда, требующего специальных навыков и знаний, в общественной структуре. Соответственно, получение образования уже не является достаточным, необходимо квалифицированно применять полученные знания и использовать информацию.

Для информационного общества Российской Федерации характерно также повышение требований к производству услуг, особенно к тем, которые связаны с получением, извлечением, обработкой, хранением, преобразованием и использованием информации.

Структура информационного общества Российской Федерации показана на рисунке.

Структура информационного общества Российской Федерации

Проблемы информационного общества

Перечислим основные проблемы информационного общества.

  1. Глобализация приводит к размыванию национального суверенитета отдельных государств, экономических и политических границ, что усугубляется образованием глобальных конгломератов в области коммуникаций, производства, информации и т.д.
  2. Ускорение темпов индустриализации и интенсификация взаимодействия между разными государствами ведет не просто к взаимному обмену культурными достижениями, но создает условия для культурной агрессии со стороны ряда стран. В совокупности с унификацией культур, это обостряет опасность утраты отдельными народами своей культурной, национальной, языковой самобытности, а также приводит к навязыванию человечеству культа потребления, что отвечает только интересам транснациональных корпораций.
  3. Усиление глобализации экономики и производства может неблагоприятно повлиять на состояние окружающей среды и политику по ее охране.
  4. Происходит наступление (в перспективе с полным уничтожением) права на труд и социальную защиту.
  5. Широкое распространение так называемое «экранной» или «эталонной» культуры в условиях неизбежности столкновения такой виртуальной культуры с объективной реальностью создает существенные психологические и социальные проблемы для людей.
  6. В условиях нарастания информации, увеличения объемов получаемой информации людям становится сложнее контролировать ее содержание и ограждать себя от избыточной информации.
  7. Возможности свободного распространения информации создают угрозы передачи опасной для общества информации, появляется проблема безопасности личных данных.

Отдельно следует упомянуть и проблему информационного неравенства, когда некоторые людей оказываются отрезаны от информации, как по объективным причинам, так и по субъективным соображениям. В результате, общество разделяется на тех, кто пользуется информационной средой, и тех, кто нет. При этом многие люди, особенно старших поколений, сознательно относят все информационные технологии к зоне отчуждения и не хотят с ними связываться. Это может привести к тому, что в относительно недалеком будущем такие люди могут оказаться за бортом общественных процессов в целом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector